Уроки финансового кризиса для банковского надзора

(краткая версия)


Речь Председателя ФРС США Бена Ш. Бернанке На Конференции по Банковской Конкуренции в Федеральном Резервном Банке Чикаго (по спутниковой связи) Чикаго, шт. Иллинойс
7 мая 2009г.

Назад к Речам-2009

Что мы извлекли из текущего экстраординарного эпизода экономической жизни? Как мы можем применить эти уроки для укрепления нашей банковской системы и смягчения или предотвращения будущих кризисов?

Роль ФРС США в банковском надзоре

ФРС обладает надзорными и регулирующими полномочиями над банковскими холдинговыми компаниями (включая финансовые); банками, аккредитованными в штатах, но присоединившимися к Федеральной Резервной Системе (банки-члены штатов); филиалами иностранных банков; и определенными типами компаний США, которые занимаются международным банковским бизнесом. Федеральные Резервные Банки (ФРБ) проводят выездную инспекцию банков. ФРБ также осуществляют местное присутствие, которое помогает нам оценивать местные экономические условия.

Мы тесно сотрудничаем с иностранными надзорными органами. Регулярно проводятся консультации с такими организациями, как Базельский Комитет по Банковскому Надзору и Совет по Финансовой Стабильности. Через них мы вносим вклад в развитие международных банковских стандартов. Например, мы активно участвовали в переработке Базельским Комитетом «Принципов управления рисками ликвидности», которые были изданы в прошлом году и сейчас внедряются в надзорную практику США.

Надзорная роль ФРС дополняет его другие сферы ответственности. Это особенно очевидно было, например, после терактов 11 сентября 2001г., когда надзорный штат ФРС оказал важнейшую поддержку властям в оценке ситуации в финансовом секторе и быстро оценил хаотично развивающуюся ситуацию. И в текущем кризисе соответствующая информация и экспертные знания были неоценимы.

Уроки финансового кризиса

С самого начала кризиса ФРС и другие регуляторы работали над выявлением причин и извлечением уроков кризиса.

Укрепление капитальной базы, ликвидности и риск-менеджмента банков

Так как капитал служит важной защитой от потенциальных неожиданных потерь, надзорные органы США придавали ему большое значение с самого начала кризиса. Мы внимательно наблюдали на уровнем капитала фирм по отношению к рискам и обсуждали наши наблюдения с топ-менеджментом. Мы сделали пересмотр нашей политики по капиталу.

Как вы, наверное, знаете, ФРС проводит сейчас т.н. «стресс-тесты» - Программу Надзорной Оценки Капитала 19 крупнейших и важнейших для финансовой системы банковских институтов страны, в которой участвуют более 150 специалистов ФРС, FDIC и других органов контроля. Проверка была жесткой и всеобъемлющей. Без сомнения, мы сможем использовать результаты для совершенствования надзорных процедур.

Кризис продемонстрировал важность надлежащего управления ликвидностью. Надзор за этим аспектом проводится в ежедневном режиме.

Третий ключевой элемент – эффективный риск-менеджмент. Мы усилили наше давление на банки, и одновременно сотрудничество с ними, по укреплению процедур идентификации рисков. Например, мы подчеркиваем важность стресс-тестирования для банков, чтобы идентифицировать риски, не определяемые обычными статистическими методами, такие, как ненормально сильные движения цен на рынке, «высыхание» ликвидности, длительные периоды спадов на рынке, или структурные изменения рынка.

Мы требуем от банков более тщательно оценивать непреднамеренные последствия внедрения новых финансовых инструментов, функционирование таких инструментов в кризисных условиях.

Важный компонент риск-менеджмента – связь между стимулированием и принятием рисков, в том числе при разработке и внедрении практики вознаграждения менеджеров. Бонусы и прочие компенсации должны стимулировать сотрудников всех уровней таким образом, чтобы обеспечить долгосрочное «здоровье» организации.

Кризис обнажил также необходимость улучшения наших собственных надзорных процедур и внутренних коммуникаций. Мы обновили и укрепили систему циркуляции надзорной информации внутри ФРС, установления надзорных приоритетов, отслеживания возникающих проблем и выпуска своевременных надзорных документов и инструкций.

Один из важнейших уроков - то, что риск-менеджмент так же важен в хорошие времена, как и в плохие. Именно в хорошие времена, когда риски кажутся незначительными, совершаются ошибки, приводящие к дорогостоящим последствиям. Наша работа –противодействовать таким тенденциям.

Консолидированный надзор

Первое - все системообразующие финансовые организации (а не только аффилированные с банками) должны входить в систему жесткого консолидированного надзора.

Второе - положения Закона Грэмма-Лича-Блайли (Gramm-Leach-Bliley Act) ограничивают способность ФРС в качестве единого надзорного органа инспектировать, получать отчеты и применять меры воздействия к дочерним организациям (банков), которые находятся в сфере надзора других органов. Мы надеемся, что Конгресс рассмотрит возможность изменения данных положений Закона Грэмма-Лича-Блайли, с тем, чтобы единый надзорный орган имел необходимые инструменты и полномочия для проверки всех частей и подразделений организации.

Финансовая стабильность

Кроме задачи обеспечения стабильности в отдельных организациях, перед ФРС стоит и более широкая цель обеспечения стабильности финансовой системы в целом.

Хорошая иллюстрация наших усилий – укрепление финансовой инфраструктуры. С начала кризиса мы работали над укреплением торговой, платежной, клиринговой и расчетной систем. Например, ФРБ Нью-Йорка, вместе с другими органами надзора и участниками рынка помог организовать клиринг кредитных дефолтных свопов и других внебиржевых деривативов. В результате точность и своевременность торговой информации значительно улучшились. Но инфраструктура управления этими производными еще не так эффективна и прозрачна, как более зрелыми инструментами.

Заглядывая вперед, я считаю, что укреплению финансовой стабильности в целом должен помочь макропруденциальный подход – такой, который дополняет надзор за отдельными институтами изучением рисков в системе в целом. Наша система регулирования должна включать способность контролировать, оценивать, и если необходимо, принимать меры воздействия на системные риски внутри финансовой системы. Элементы макропруденциального подхода включают мониторинг крупных или быстро развивающихся рисков – таких, как субстандартные ипотечные кредиты – по всем фирмам и рынкам; и другие меры.

Как именно наилучшим образом внедрить макропруденциальный подход – это вопрос для обсуждения. Некоторые из этих функций могут быть поручены существующим органам; некоторый комплекс вопросов должен решаться специальным макропруденциальным надзорным ведомством. Как бы этот вопрос не был решен, главный урок кризиса – это то, что надзор, который сосредоточен на проблемах отдельной фирмы, может пропустить развитие более широких проблем в системе.

Заключение

События прошедших двух лет показали слабости как в риск-менеджменте частного сектора экономики, так и государственного надзора за финансовой системой. Мы должны применить уроки, извлеченные из кризиса, для укрепления системы регулирования, как на уровне общей ее архитектуры, так и на уровне ежедневных действий. Хотя реформа необходима, многое может быть сделано в рамках существующей системы. ФРС занят интенсивным внутренним анализом и внедрением уроков кризиса в свою работу. По мере того, как эти уроки осознаются всеми, создание более устойчивой и надежной финансовой системы должно стать нашим высочайшим приоритетом.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: (495)782-2047

Copyright © 2006-2009  ООО "Биржевой пул" - Все права защищены