Надзорная программа оценки капитала ("стресс-тесты")

(краткая версия)


Речь Председателя ФРС США Бена Ш. Бернанке На Конференции по финансовым рынкам в Федеральном Резервном Банке Атланты Джекилл Айлэнд, шт. Джорджия
11 мая 2009г.

Назад к Речам-2009

Цели Надзорной программы оценки капитала

В период кризиса был предпринят ряд важных шагов для восстановления доверия к финансовым институтам (см. более ранние речи).

Однако эти шаги не полностью разрешали озабоченность рынка истощением банковского капитала, вызванного списаниями и увеличением резервирования для покрытия потенциальных убытков. В начале кризиса убытки банков в основном касались немногочисленных видов активов, таких, как субстандартные ипотечные кредиты и определенные сложные кредитные продукты. Сейчас, после существенного ослабления мировой экономики, начавшегося прошлой осенью, озабоченность сместилась в сторону более традиционных кредитных рисков, включая неплатежи по стандартной ипотеке, кредитным картам, автокредитам, ухудшение состояния рынка коммерческой недвижимости, темпы банкротства компаний.

Программа оценки капитала (ПОК) была задумана для уменьшения неопределенности вокруг состояния банков путем проведения жесткого, нацеленного на перспективу исследования вероятности будущих убытков в крупнейших банковских организациях. Целью было определение степени, в которой каждая из 19 крупнейших фирм уязвима сегодня в случае дальнейшего ослабления экономики в будущем, причем ухудшения более резкого, чем ожидается большинством специалистов; а также оценить, какой дополнительный капитал нужен (если нужен), чтобы создать буфер против возможных убытков.

Для проведения такой оценки мы выработали гипотетический экономический сценарий, по которому рост экономики, безработица, цены на жилье были приняты хуже, чем те, которые прогнозируются аналитиками частного сектора. Используя это гипотетический сценарий, инспектора должны были оценить размер возможных убытков. Надо иметь в виду, что это не был тест на платежеспособность. После включения банками в балансы того капитала, который был ранее предоставлен Минфином, все эти банковские организации имеют избыток капитала по сравнению с минимальными требованиями. Целью тестов было определение подушки безопасности по капиталу, которая требуется для того, чтобы каждая организация оставалась бы адекватно капитализированной и способной кредитовать клиентов даже при том плохом гипотетическом сценарии, о котором я говорил.

Мы узнали в процессе тестирования, что при таком сценарии дополнительные убытки в данных 19 организациях в 2009 и 2010 годах составили бы примерно $600 млрд. Десяти из 19 институтов потребуется, на всех, обыкновенного акционерного капитала или условно-акционерного капитала $185 млрд., чтобы обеспечить достаточную подушку безопасности в каждом из них. Из этой суммы 110 млрд. уже найдено, или существуют контракты с обязательствами внести такой капитал, или, в меньшей степени, отражают доходы первого квартала, полученные с превышением первоначальной нашей оценки, заложенной в допуски. Соответственно, остается найти $75 млрд. Фирмы будут иметь в распоряжении 30 дней на подготовку плана по повышению капитализации, который должен быть одобрен надзорными органами, и затем 6 месяцев на выполнение этого плана. Мы настоятельно рекомендовали банкам искать частные источники (напр., новые выпуски акций, конверсию ценных бумаг в акционерный капитал, продажу некоторых активов и ветвей бизнеса и пр.). Однако Минфин будет готов, в случае необходимости, предоставить условно-акционерный капитал (т.е. купить конвертируемые привилегированные акции, которые можно будет конвертировать в обыкновенные акции, если рынок вдруг обеспокоится недостаточностью капитала, под которым участники рынка чаще всего понимают именно обыкновенный акционерный капитал, то есть капитал, представленный обыкновенными голосующими акциями – fedspeak), в качестве бридж-кредита до появления частного капитала в будущем. Банковские организации будут также иметь возможность обменять свои привилегированные акции, выпущенные по более ранней программе Минфина, на новый условно-акционерный капитал. Минфин пояснил, что такой обмен должен сопровождаться, или ему должно предшествовать увеличение капитала из частных источников, или обмен ценных бумаг данного банка в частном владении на обыкновенные акции.

Процедура и методология

Все банковские холдинговые компании, находящиеся во владении лиц и компаний США, у которых на конец 2008г. активы превышали $100 млрд., обязаны были принять участие в данной программе. Эти 19 фирм совместно имеют на балансе две трети всех активов и половину всех кредитов банковской системы США.

Как я уже говорил, оценка была нацелена на перспективу. Чтобы спроектировать убытки и необходимые ресурсы на два-три года вперед, мы проанализировали историческое взаимоотношение убытков и доходов, с одной стороны, и макроэкономической ситуации и других параметров, с другой; мы также глубоко проанализировали точки уязвимости и различия в портфелях активов разных фирм.

Базовый сценарий отражал консенсусные ожидания профессионалов-аналитиков на февраль 2009г., а более жесткий сценарий включал возможность более суровой рецессии и более глубокого падения цен на жилье.

Определение размера необходимого капитального буфера

Наша существующая методическая база по оценке капитала хорошо понимается участниками, и способна оценить все самые важные озабоченности рынка. По существующим стандартам, банки считаются «хорошо капитализированными», если их капитал Уровня 1 (Tier 1) (коэффициент достаточности капитала) находится на уровне 6% от активов, взвешенных по риску. Используя этот ориентир в применении к банковским холдинговым компаниям, мы оценивали размер капитала таким образом, чтобы все 19 компаний могли бы удовлетворять этому показателю в конце 2010 года при реализации убытков и доходов, подразумеваемых по худшему сценарию.

Кроме этого, коэффициенты акционерного капитала, в том или ином виде, рассматриваются акционерами, держателями облигаций, контрагентами, в качестве важнейших для оценки платежеспособности, так как именно акционерный капитал лучше всего абсорбирует убытки и обеспечивает гибкость, чем любая другая форма капитала. Из-за этих свойств акционерного капитала, наши правила для банковских холдингов требуют, чтобы голосующие обыкновенные акции представляли доминирующую часть капитала Уровня 1 (Tier 1). В контексте ПОК, мы структурировали требуемый капитальный буфер таким образом, чтобы каждая из 19 фирм при худшем сценарии имела показатель «Уровень 1 (Tier 1) по акционерному капиталу» как минимум 4% в конце 2010. (Уровень 1 (Tier 1) по акционерному капиталу – это просто голосующий акционерный капитал, к которому применяются те же вычеты, что и к капиталу по общему «Уровню 1», например, вычет гудвила). Важно, что этот комбинированный показатель «6-4» не является каким-то новым стандартом по капиталу, и не должен обязательно соблюдаться постоянно. После того, как требуемый буфер будет создан, надзорные органы будут работать с компаниями по обеспечению их устойчивости.

Уроки стресс-тестов для надзорной деятельности

Мы извлекли важные уроки в процессе ПОК, которые дадут пищу для размышлений и действий на будущее. В частности, процесс всеобъемлющей одновременной проверки 19 крупнейших фирм составил важный шаг вперед в консолидированном надзоре, т.к. он дал нам понимание вызовов, стоящих перед регуляторами в понимании рисков сложной организации.

Общие для всех аспекты ПОК также были поучительны. Как я упоминал, в отличие от традиционных проверок отдельных банков, данная проверка включала агрегатный анализ и исследования в разрезе всех компаний, составляющих большую часть банковской системы. Такой подход позволил провести более широкий анализ рисков, чем это возможно при традиционной проверке одной организации. Специалисты по надзору оценили уровень убытков для сходных портфелей с использованием однородных данных и оценочных инструментов, что позволило выявить аутсайдеров и более эффективно оценить качество предыдущих проверок отдельных фирм. Процесс был итеративным, при том, что и фирмы, и проверяющие проводили анализ чувствительности по ключевым допущениям.

Мы поняли, что не просто одновременно оценивать консолидированные риски двух третей активов банковской системы США с использованием общих оценочных инструментов и общих временных рамок. Но эти тесты дадут нам возможность усовершенствовать наш инструментарий для обеспечения надежности и безопасности не только отдельных фирм, но и системы в целом.

Заключение

Программа оценки капитала была важным элементом развития системы регулирования и надзора банковской системы. Только время покажет, были ли достигнуты цели ПОК. Мы надеемся, что через два или три года мы сможем порассуждать о возврате банковской системы в здоровое состояние и о значительном снижении ее зависимости от государственного капитала.

Что касается более краткосрочных результатов, мне кажется, что публика и инвесторы воспримут с удовлетворением тот факт, что крупнейшие финансовые организации были подвергнуты столь жесткой и всеобъемлющей проверке.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: (495)782-2047

Copyright © 2006-2009  ООО "Биржевой пул" - Все права защищены