Стратегия выхода
Показания председателя Совета управляющих ФРС США
Бена Ш. Бернанке
(Перед Комитетом по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса США) г.Вашингтон, округ Колумбия
25 марта 2010г.
Назад к Речам-2010
|
Председатели Фрэнк и Уотт, члены комитета Бейкус и Пол, другие уважаемые члены комитета и подкомитета, благодарю вас за предоставленную мне возможность обсудить здесь стратегию ФРС по выходу из чрезвычайных мер монетарной политики и чрезвычайных программ кредитования, которые ею осуществлялись с целью борьбы с финансовым кризисом и поддержания экономической активности. Как вы знаете, я ранее представлял подготовленные показания для слушаний по теме, но слушания были отменены из-за погодных условий. Я прошу, чтобы те показания были включены в протокол заседания. Сегодня, вместо повторения этого подготовленного заявления, я бы хотел коротко остановиться на его основных выводах и дать информацию Комитету о ходе событий в последнее время.
Говоря в общем, реакция ФРС на кризис и рецессию можно разделить на две части. Во-первых, наша финансовая система в последние 2,5 года испытала периоды острой паники и дисфункциональности, во время которых частное краткосрочное финансирование многим заемщикам стало трудно или невозможно получить. Иногда этот увод частной ликвидности угрожал стабильности финансовых институтов и рынков, и серьезно нарушал работу обычных каналов кредитования. В своей роли кредитора последней инстанции ФРС разработала ряд программ для предоставления хорошо обеспеченных и в основном краткосрочных кредитов финансовой системе. Эти программы, которые не легли бременем на плечи налогоплательщиков, были критически важной частью усилий правительства по стабилизации финансовой системы и восстановлению потока кредитования американским семьям и фирмам. Кроме обеспечения широкого круга финансовых институтов - включая депозитарные институты, первичных дилеров и паевые фонды денежного рынка – доступом к достаточной ликвидности в крайне напряженных обстоятельствах, кредиты ФРС помогли восстановить нормальное функционирование и поддержать выдачу займов на ряде ключевых финансовая рынков, включая рынок межбанковского кредитования, рынок коммерческих бумаг и рынок обеспеченных активами ценных бумаг.
По мере улучшения финансовых условий, ФРС в существенной мере свернул эти программы кредитования. Некоторые программы были закрыты в течение 2009г., а большинство других истекло по срокам 1 февраля. Программа срочных аукционов (Term Auction Facility), по которой фиксированные суммы кредитов дисконтного окна распределялись на аукционах среди депозитарных институтов, была прекращена в течение последних недель. На сегодня, единственная действующая программа, по которой займы предлагаются многим видам институтов, не считая стандартного дисконтного окна, это Программа срочного кредитования под обеспеченные активами ценные бумаги (TALF), которая поддержала рынок обеспеченных активами ценных бумаг, таких, как бумаги, обеспеченные автокредитами, карточными кредитами, кредитами малому бизнесу и студенческим кредитами. Отражая заметно улучшившиеся условия на многих рынках обеспеченных активами ценных бумаг, TALF должна быть закрыта 31 марта для займов со всеми типами обеспечения, за исключением новых выпусков бумаг, обеспеченных коммерческой ипотекой (CMBS), а 30 июня – и для них тоже.
Кроме того, ФРС нормализовал условия займов стандартного дисконтного окна. Мы уменьшили максимальный срок займов дисконтного окна с 90 дней до «овернайт» практически для всех займов, восстановив докризисную практику. В середине февраля ФРС также увеличил спрэд между дисконтной процентной ставкой и верхним пределом колебаний целевого диапазона для ставки по федеральным фондам с 25 до 50 базисных пунктов. Мы подчеркиваем, что как закрытие наших чрезвычайных программ кредитования, так и корректировка условий получения займов в дисконтном окне, являются нашим ответом на улучшение условий на финансовых рынках. Не ожидается, что эти изменения приведут к более жестким финансовым условиям для домохозяйств и бизнесов, и таким образом они не являются ужесточением монетарной политики, и их не следует интерпретировать как сигнал к изменению проводимой монетарной политики.
Вторая часть реакции ФРС на кризис и рецессию, кроме предоставления ликвидности финансовой системе, включает как стандартные, так и менее традиционные формы монетарной политики. После снижения краткосрочных ставок практически до нуля, Федеральная комиссия по открытым рынкам (FOMC) предоставила дополнительный монетарный стимул посредством крупномасштабных покупок казначейских ценных бумаг, ценных бумаг ипотечных агентств, обеспеченных ипотечными кредитами (MBS), и долговых обязательств ипотечных агентств. Всего ФРС купила казначейских ценных бумаг на 300 млрд. долларов, и в конце этого месяца завершит покупку MBS на сумму 1,25 трлн. и долговых обязательств ипотечных агентств на 175 млрд. долларов. Покупки ФРС имели результатом значительное повышение ликвидности банковской системы – банки США теперь имеют в Федеральных Резервных Банках резервов на сумму более 1,1 трлн. долларов. Ряд данных свидетельствует о том, что эти покупки и связанное с ними создание банковских резервов помогли улучшить условия на ипотечных рынках и других рынках частного кредитования, и оказать понижающее давление на долгосрочные ставки по кредитам и соответствующие спрэды.
FOMC на своем заседании на прошлой неделе оставила целевую ставку по федеральным фондам в диапазоне от 0 до 0,25% и указала, что она ожидает сохранения такого уровня ставки в течение длительного периода. В свое время, однако, по мере укрепления экономического роста, ФРС должна будет вернуться к более жесткой монетарной политике, чтобы не допустить инфляции. ФРС имеет в распоряжении ряд инструментов, которые позволят ему это сделать в нужное время.
Очень важным было то, что в октябре 2008г. Конгресс предоставил ФРС законное право платить процентный доход на остатки банков, которые они держат в Федеральных Резервных Банках. Увеличивая ставку на банковские резервы, ФРС будет способен оказывать повышательное давление на все краткосрочные ставки, т.к. банки не будут предоставлять краткосрочное финансирование на денежных рынках по ставкам, существенно ниже тех, которые они могут заработать, просто храня средства в Федеральных Резервных Банках. Реальный и потенциальный рост краткосрочных процентных ставок будет отражаться также на долгосрочных процентных ставках и в ужесточении финансовых условий в более широком смысле.
ФРС также разрабатывает ряд дополнительных инструментов, которые она сможет применить для уменьшения больших объемов резервов, которые в настоящее время сохраняются в банковской системе. Уменьшение резервов уменьшит чистый объем средств, выводимых на денежные рынки, что улучшит контроль со стороны ФРС за финансовыми условиями путем установления более тесного соотношения между процентом, уплачиваемым на резервы, и другими краткосрочными процентными ставками. Примечательно, что для того, чтобы усилить свои возможности уменьшать объемы резервов, ФРС провела работу по расширению круга контрагентов по операциям обратного репо за пределы одних только первичных дилеров, и разработала инфраструктуру, необходимую для использования MBS в качестве обеспечения по таким операциям. В этом отношении ФРС недавно объявила критерии, которые она будет применять для определения соответствия требованиям паевых фондов денежного рынка для того, чтобы быть такими контрагентами.
ФРС, как дополнительную меру снижения объема резервов, разрабатывает планы предложить депозитарным институтам срочные депозиты, примерно аналогичные депозитным сертификатам, которые сами такие институты предлагают своим клиентам. Соответствующий проект программы срочных депозитов был недавно опубликован в Федеральном Регистре (Federal Register), и сейчас ФРС занимается его доработкой в свете полученных комментариев от общественности. После рассмотрения доработанного проекта Советом Управляющих, ожидается, что мы сможем провести тестовые транзакции уже весной и запустить после этого программу в любое время по необходимости. Использование обратных репо и депозитной программы позволит ФРС вывести из банковской системы резервов на сотни миллиардов долларов достаточно быстро, если она посчитает нужным это сделать.
Когда эти инструменты будут использованы для выведения резервов из банковской системы, это будет происходить за счет замещения банковских резервов другими обязательствами; сторона активов и общий размер баланса ФРС при этом останется неизменным. Если необходимо, в качестве средства монетарного сдерживания, у ФРС есть также вариант погашения или продажи ценных бумаг. Погашение или продажа ценных бумаг приведет к снижению размера баланса ФРС, а также к дальнейшему снижению величины резервов в банковской системе. Восстановление размера и состава баланса до более нормальной конфигурации – это более долгосрочная задача нашей политики. В любом случае последовательность шагов и набор инструментов, которые ФРС будет использовать при выходе из текущей чрезвычайно мягкой монетарной политики, будет зависеть от экономических и финансовых событий и от наших суждений о том, как ФРС может наилучшим образом выполнять свой двойной мандат по поддержанию максимальной занятости и ценовой стабильности.
Суммируя: в ответ на серьезные угрозы нашей экономике, ФРС создала серию специальных программ кредитования для стабилизации финансовой системы и стимулирования возобновления частного кредитования американских семей и фирм. По мере того, как улучшались рыночные условия и экономическая ситуация, эти программы были прекращены или сведены до минимума. ФРС также стимулирует восстановление экономики посредством резкого снижения целевой ставки по федеральным фондам и через крупномасштабные покупки казначейских ценных бумаг. Экономика пока остается в таком состоянии, которое требует продолжения мягкой монетарной политики. Однако мы приняли меры для того, чтобы в надлежащее время у нас были инструменты для сворачивания монетарных стимулов, которые в настоящее время поддерживаются на очень высоком уровне. Мы абсолютно уверены, что в нужное время мы будем в состоянии это сделать.
Наверх
|