Полугодовой отчет Конгрессу по монетарной политике

(полная версия)


Выступление Председателя ФРС США Бена Ш. Бернанке перед Комитетом по банкам, жилищному сектору и городскому хозяйству Сената США, Вашингтон, округ Колумбия
1 марта 2011г.

Назад к Речам-2011

Председатель Джонсон, сенатор Шелби и другие члены Комитета, я рад представить вам полугодовой Отчет по монетарной политике. Я начну с экономического положения и перспектив, а затем перейду собственно к монетарной политике.

Перспективы экономики

После стабилизации экономической жизни в середине 2009 года экономика США сейчас растет уже седьмой квартал подряд; в последнем квартале, впервые в ходе этого роста, наш валовый внутренний продукт (ВВП) вышел на уровень докризисного пика. Несмотря на это, рост числа рабочих мест остается сравнительно слабым, а уровень безработицы до сих пор высок.

На своих ранних стадиях экономическое восстановление происходило главным образом за счет стабилизации финансовой системы, результатов экспансионистской монетарной и фискальной политики, и значительного стимулирования, которое было оказано производству со стороны бизнеса, который восстанавливал истощенные запасы. Экономический рост существенно замедлился весной и ранним летом 2010г., по мере того, как импульс от восстановления коммерческих запасов и финансовых стимулов уменьшался, а долговые проблемы Европы будоражили мировые финансовые рынки. Однако позднее мы увидели свидетельства устойчивого восстановления потребительских и коммерческих расходов. Примечательно, что реальные потребительские расходы росли солидными темпами с прошлой осени, а инвестиции частного сектора в новое оборудование и программное обеспечение продолжали расширяться. Рост спроса как внутри страны, так и за рубежом, поддержал рост промышленного производства в США.

Сочетание растущей уверенности домохозяйств и бизнеса, мягкой монетарной политики и улучшения условий кредитования, вероятно, обеспечат несколько более быстрый темп экономического восстановления в 2011г., чем это было в прошлом году. Самые свежие экономические прогнозы членов Совета Управляющих ФРС и президентов региональных Федеральных Банков, подготовленные в связи в заседанием Федеральной комиссии по открытым рынкам (FOMC) в конце января, говорят о реальном увеличении ВВП в 2011г. на 3,5- 4%, что на половину процентного пункта выше ноябрьского прогноза. Прогнозы частных аналитиков в основном соответствуют прогнозам членов FOMC, и тоже были повышены в последние месяцы.

Хотя показатели расходов и производства в сумме внушают оптимизм, рынок труда улучшается медленно. После потери примерно 8,75 млн рабочих мест в 2008-2009г.г., в 2010г. их число увеличилось только на 1 млн. Такой прирост едва ли достаточен хотя бы для того, чтобы трудоустроить недавних выпускников и другой новой рабочей силы на рынке. Мы видим, однако, некоторые основания для оптимизма в отношении рынка рабочей силы в следующие несколько кварталов, включая существенное падение уровня безработицы в декабре и январе, падение числа новых заявок на страхование по безработице, а также улучшение в планах найма компаний. Но даже с учетом этого, если темпы экономического роста останутся, как предполагается, умеренными, может потребоваться несколько лет для возврата уровня безработицы к более нормальным величинам. На самом деле, члены FOMC прогнозируют уровень безработицы на конец 2012г. все еще в рамках 7,5-8%. Пока мы не увидим устойчивого и более быстрого роста рабочих мест, мы не можем считать экономический кризис реально преодоленным.

Жилищный сектор также остается чрезвычайно слабым. Навес пустующих и конфискованных домов до сих пор давит тяжелым грузом на цены новых и существующих домов, а продажи и строительство новых домов для одной семьи остаются в депрессивном состоянии. Хотя ставки по ипотеке низки, а цены на жилье стали более доступными, многие потенциальные покупатели до сих пор испытывают трудности с получением ипотечного кредита и беспокоятся о падении цен на дома в будущем.

Инфляция в целом понизилась с начала финансового кризиса, отражая высокий уровень недоиспользования мощностей и стабильные долгосрочные инфляционные ожидания. На самом деле, за последние 12 месяцев (по январь включительно) цены на все товары и услуги, потребляемые домохозяйствами согласно индексу личных потребительских затрат (personal consumption expenditures, PCE) выросли только на 1,2%, по сравнению с 2,5% в предыдущий аналогичный период. Рост зарплат тоже замедлился; средняя часовая зарплата выросла за тот же период всего на 1,9%. В сочетании с ростом производительности, низкий темп роста зарплаты означает жесткое ограничение себестоимости продукции в части затрат на труд.

Члены FOMC прогнозируют низкую инфляцию; большинство прогнозов говорит о том, что она составит от 1-1,25% до 1,75% в этом году и в диапазоне от 1 до 2% в следующем и в 2013 году. Аналитики частного сектора в основном также ожидают умеренную инфляцию в течение еще нескольких лет. Показатели компенсации средне- и долгосрочной инфляции по казначейским облигациям, индексируемым по инфляции, в целом подтверждают эти прогнозы. Опросы домохозяйств предполагают, что ожидания населения в плане долгосрочной инфляция также остаются стабильными.

Хотя общая инфляция низка, с лета мы видим значительный подъем цен на некоторые «резонансные» товары, включая бензин и прочие. В последние несколько недель гражданские волнения на Ближнем Востоке и Северной Африке и их возможные последствия для мировых поставок нефти привели к еще большему росту цен на нефть и бензин. В более широком плане, рост цен на сырьевые товары последних месяцев отражает рост спроса в мире, особенно со стороны быстрорастущих развивающихся рыночных экономик, в сочетании, в некоторых случаях, с ограничениями предложения. Цены на сырье выросли во всех важных мировых валютах, что заставляет предполагать, что колебания курса доллара вряд ли были важным фактором этого роста.

Уровень переноса прироста сырьевых цен на широкие индексы потребительских цен США в последние десятилетия был весьма низок, отчасти отражая сравнительно малый удельный вес сырья в общей себестоимости продукции, а также стабильные долгосрочные инфляционные ожидания. В настоящее время ценовое давление высоких цен на сырье компенсируется также стабильностью удельных затрат на рабочую силу. Таким образом, наиболее вероятным результатом наблюдающегося роста цен на сырьевые товары будет, самое большее, временный и сравнительно умеренный рост инфляции потребительских цен, что соответствует прогнозам как членов FOMC, так и большинства частных аналитиков. Имея это в виду, следует понимать, что устойчивый рост цен на нефть и другое сырье будет угрожать как экономическому росту, так и общей стабильности цен, особенно если он повлияет на инфляционные ожидания. Мы будет продолжать мониторинг событий в этой сфере и при необходимости готовы адекватно реагировать, чтобы поддержать экономический рост в контексте ценовой стабильности.

Монетарная политика

Как я отмечал ранее, темп восстановления прошлой весной замедлился до такого уровня, который, если бы оставался неизменным, не был бы достаточен для сколько-нибудь значимого прогресса в области занятости и борьбы с безработицей. Выросла озабоченность относительно устойчивости наблюдаемого роста. В то же время инфляция, которая уже была достаточно низкой, продолжала снижаться, а рыночные показатели компенсации инфляции также снижались по мере того, как инвесторы стали больше обращать внимание на вероятность дефляции, или падения цен.

В таких условиях ФРС прибегнул бы, в нормальных обстоятельствах, в смягчению монетарной политики путем снижения целевой краткосрочной процентной ставки (ставки на федеральные фонды). Однако целевая ставка на федеральные фонды остается около нуля уже два года - с декабря 2008г., и ФРС отмечал, что экономические условия не позволят поднять ставку еще длительное время. Следовательно, с этого времени потребовались другие рычаги монетарного смягчения. В частности, в последние два года ФРС делал это посредством покупки долгосрочных казначейских ценных бумаг, долга ипотечных агентств и ипотечных ценных бумаг (MBS) на открытом рынке. Крупнейшая программ таких покупок, которая действовала с декабря 2008г. по март 2010г., способствовала улучшению финансовых кондиций экономики и укреплению экономического роста. Примечательно, что значительное расширение программы, о котором было объявлено в марте 2009г., сопровождалось финансовой и экономической стабилизацией и существенным ускорением темпов роста экономической активности во второй половине года.

В августе 2010г., в ответ на уже упоминавшиеся озабоченности по поводу устойчивости восстановления и продолжающегося снижения темпов инфляции до очень низких уровней, FOMC авторизовала политику реинвестирования сумм от погашения находящихся в нашем владении долговых бумаг ипотечных агентств и MBS в долгосрочные казначейские ценные бумаги. Путем реинвестирования, вместо простого погашения, как предполагала наша предыдущая политика, FOMC обеспечила поддержание высокого уровня монетарного смягчения. За последующие недели должностные лица ФРС отмечали в своих выступлениях, что мы рассматриваем дополнительные меры монетарного смягчения посредством дополнительных покупок активов. В ноябре Комиссия объявила, что собирается купить дополнительно на 600 млрд долларов долгосрочных казначейских ценных бумаг к середине текущего года.

Крупномасштабные покупки долгосрочных ценных бумаг – менее знакомое средство проведения монетарной политики, чем изменение ставки на федеральные фонды, но эти два подхода влияют на экономику похожим образом. Традиционное смягчение монетарной политики происходит за счет снижения рыночных ожиданий в отношении изменения краткосрочных процентных ставок, которые, в свою очередь, уменьшают текущий уровень долгосрочных ставок и оказывают понижающее влияние на проценты по кредитам и повышающее – на цены активов. Такое смягчение финансовых условий стимулирует расходы домохозяйств и компаний и тем самым усиливает экономическую активность. Покупки же, которые ФРС осуществляет на рынке долгосрочных бумаг, снижая временную премию, оказывают понижающее влияние непосредственно на долгосрочные процентные ставки. Смягчая условия на кредитных и финансовых рынках, эти действия стимулируют расходы домохозяйств и компаний, по сути, теми же путями, что и традиционная монетарная политика.

Широкий диапазон рыночных индикаторов подтверждает то, что меры ФРС были эффективны. Например, с августа, когда мы объявили политику реинвестирования сумм от погашения находящихся в нашем владении долговых бумаг ипотечных агентств и MBS в долгосрочные казначейские ценные бумаги и обозначили, что рассматриваем дополнительные покупки ценных бумаг, фондовые рынки значительно выросли, волатильность на них упала, спрэды по корпоративным облигациям сузились, и компенсация инфляции, измеряемая рынком индексируемых по инфляции бумаг, выросла до исторически более нормальных значений. Доходность по 5- и 10-летним казначейским ценным бумагам вначале заметно понизились, по мере учета в ценах перспективы новых покупок со стороны ФРС; но затем эти доходности выросли, когда у инвесторов прибавилось оптимизма по поводу экономического роста и трейдеры уменьшили свои ожидания будущих покупок. Все эти события соответствуют тому, чего можно было ожидать при проведении мягкой монетарной политики, как традиционными, так и нетрадиционными методами. Интересно, что реакция рынков была практически идентична той, которая наблюдалась при предыдущей волне смягчения, особенно в месяцы после нашего мартовского 2009г. объявления. Кроме этого, как я уже замечал, большинство аналитиков считают, что экономические перспективы улучшились после наших действий в августе; риск замедления восстановления уменьшился, а риск дефляции стал пренебрежимо мал. Конечно, еще слишком рано делать уверенные суждения о том, в какой мере именно монетарная политика благотворно повлияла на улучшение экономической ситуации, но описанные выше события соответствуют ее положительному влиянию.

Мои коллеги и я продолжаем регулярно контролировать программу покупки активов в свете приходящей информации, и мы скорректируем ее, как только это будет необходимо, и в соответствии с нашим двойным мандатом поддержания максимально возможной занятости и стабильных цен. Мы также продолжаем планировать выход из мер такой необычно мягкой монетарной политики и нормализацию баланса ФРС. Мы обладаем всеми инструментами, чтобы добиться плавного и эффективного выхода в надлежащее время. В настоящее время, по причине того, что расчеты за покупки активов ведутся через банковскую систему, депозитарные организации держат очень высокий уровень резервов в ФРС. Однако даже если банковские резервы останутся высокими, наша способность платить процент по резервам позволит нам оказать повышательное давление на краткосрочные рыночные ставки, и таким образом ужесточить монетарную политику так и тогда, как и когда это потребуется. Более того, мы разработали и испытали дополнительные инструменты, которые позволят нам вывести или иммобилизовать банковские резервы в той степени, которая может потребоваться для усиления связки между уплачиваемой процентной ставкой по резервам и другими краткосрочными ставками. Если будет необходимо, ФРС сможет также снизить уровень резервов, прекратив реинвестировать основную сумму, выплачиваемую по погашаемым ценным бумагам, или продав часть ценных бумаг на открытом рынке. FOMC остается неизменно приверженным ценовой стабильности и, в частности, достижению в среднесрочной перспективе уровня инфляции, соответствующего задачам ФРС.

Прозрачность ФРС

Конгресс основал ФРС, установил цели ее монетарной политики, и обеспечил ее операционной самостоятельностью для достижения этих целей. Операционная самостоятельность и независимость ФРС имеет важнейшее значение, так как она позволяет FOMC формулировать решения в области монетарной политики, основываясь только на долгосрочных потребностях экономики, и не реагируя на краткосрочный политический нажим. Значительный объем данных свидетельствует о том, что страны с независимыми центральными банками в долгосрочном плане развиваются в экономическом плане лучше.

Однако в демократическом обществе независимость ФРС должна быть уравновешена ответственностью и прозрачностью. Конгресс и общественность должны иметь всю полноту информации, необходимую для понимания наших решений, контроля за непредвзятостью наших действий, и уверенности в том, что наши действия соответствуют мандату, данному нам Конгрессом.

По вопросам проведения монетарной политики, ФРС является одним из самых прозрачных центральных банков в мире, выкладывая в общий доступ большой объем документов и материалов, объясняющих наши решения. Например, кроме Отчета, который я представляю сегодня, FOMC публикует заявления после своих заседаний, подробные протоколы через три недели после каждого заседания, ежеквартальные экономические прогнозы, сопровождаемые комментарием, а также, через пять лет, полную транскрипцию каждого заседания и сопровождающих материалов. Кроме этого, члены FOMC часто выступают на тему экономики и монетарной политики на всевозможных форумах и мероприятиях, а члены Совета управляющих часто дают показания Конгрессу.

В последние годы ФРС существенно увеличил объем информации, который он предоставляет о своем балансе и операциях. В частности, уже в течение некоторого времени ФРС добровольно публикует широкую финансовую и операционную информацию о специальных программах кредитования и предоставления ликвидности, введенных в действие во время финансового кризиса, включая полное описание условий по каждой программе; ежемесячные отчеты о видах предоставляемого обеспечения и составе пользователей каждой программой; еженедельное обновление информации о займах и возвратах по каждой программе, и многие другие детали. Более того, 1 декабря, в соответствии с Законом Додда-Фрэнка о реформе Уолл-Стрит и защите потребителей 2010г., Совет ФРС опубликовал на своем сайте детали более 21 тысячи конкретных кредитных и прочих операций, проведенных для стабилизации рынков и поддержания экономического восстановления во время кризиса. Эта информация на уровне отдельных операций продемонстрировала широкий размах этих операций и заботу, которая была предпринята для защиты интересов налогоплательщика; на самом деле, несмотря на размах этих действий, ФРС по настоящее время еще не понесла потерь ни по одной из этих программ и не ожидает потерь по кредитам, выданным по тем немногим программам, которые еще остаются в действии. Более того, мы полностью уверены, что независимая оценка этих программ покажет, что они были очень эффективны в плане стабилизации финансовых рынков, тем самым укрепив экономику. В целом, операционная эффективность программ была недавно подтверждена в ходе детальной проверки шести программ кредитования независимым Бюро Генерального Инспектора при Совете управляющих ФРС. Кроме этого, мы тесно работаем с Главным контрольным управлением, Бюро Специального Генерального Инспектора по Программе поддержки проблемных активов, Надзорной комиссией Конгресса, Конгрессом, а также аудиторами из частного сектора в плане мониторинга и контроля этих программ и ряда других вопросов, относящихся к операциям и практике управления в ФРС. Мы будет и впредь повышать нашу прозрачность, без ущерба для нашей способности проводить эффективную монетарную политику в интересах общества.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: (495)782-2047
Copyright © 2006-2010  ООО "Биржевой пул" - Все права защищены