Краткосрочные и долгосрочные перспективы экономики США
Речь председателя Совета управляющих ФРС США
Бена Ш. Бернанке
на Экономическом симпозиуме Федерального Резервного Банка Канзас-Сити, г. Джэксон Хоул, шт. Вайоминг
26 августа 2011г.
Назад к Речам-2011
|
Доброе утро, спасибо Федеральному Резервному Банку Канзас-Сити за организацию этой конференции. Тема этого года - долгосрочный экономический рост - действительно актуальна, так же, как и многие темы прошлых лет. В частности, финансовый кризис и последующее медленное восстановление экономики заставили задавать вопросы: не находится ли США, несмотря на долгосрочную историю энергичного экономического роста, перед лицом затяжной стагнации, какими бы ни были принимаемые правительством решения? Возможно ли, чтобы очень медленный темп роста экономики последних нескольких лет, причем не только в США, но в ряде других развитых экономик, превратился во что-то гораздо более долгосрочное?
Я вполне понимаю эти озабоченности и полностью осознаю те проблемы, которые стоят перед нами в процессе установления экономических и финансовых условий, способствующих здоровому росту, и некоторые из них я прокомментирую сегодня. Однако в плане долгосрочных перспектив моя точка зрения более оптимистичная. Хотя на самом деле существуют важные проблемы, фундаментальные основания экономического роста США не кажутся мне перманентно трансформированными потрясениями последних четырех лет. Возможно, потребуется время, но мы можем обоснованно ожидать возвращения темпов роста и уровня безработицы, соответствующих этим базовым факторам. Между тем, однако, вызовы, стоящие перед экономическими властями США, носят двойственный характер: во-первых, надо помочь экономике продолжить восстанавливаться от кризиса и рецессии, и, во-вторых, сделать это так, чтобы позволить экономике реализовать свой долгосрочный потенциал роста. Экономическая политика должна оцениваться в свете обеих этих целей.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию некоторые мысли о том, почему темп восстановления в США был, по большей части, разочаровывающим до настоящего времени, а также прокомментирую меры, предпринятые Федеральной Резервной Системой. Затем я коротко остановлюсь на долгосрочных перспективах нашей экономики и необходимости эффективной экономической политики как в плане краткосрочных, так и долгосрочных результатов.
Краткосрочные перспективы для экономики и политики
При обсуждении экономики и политики в краткосрочной перспективе, следует коротко вспомнить, как мы оказались в текущей ситуации. Финансовый кризис, который охватил глобальные рынки в 2008 и 2009г.г., был более сильным, чем любой другой после Великой Депрессии. Экономические власти по всему миру видели растущие риски глобального финансового кризиса осенью 2008г. и понимали чрезвычайно тяжелые экономические последствия, которые могут иметь такие события. Как я уже описывал в предыдущих выступлениях на этом форуме, правительства и центробанки энергично и в тесной координации работали для предотвращения наступавшего коллапса. Действия по стабилизации финансовой системы сопровождались, как в США, так и за рубежом, существенным монетарным и фискальным стимулированием. Но несмотря на такие мощные и согласованные усилия, не удалось избежать серьезного ущерба для мировой экономики. Замораживание кредита, резкое падение цен активов, прекращение функционирования финансовых рынков, и соответствующий удар по доверию послал в нокдаун промышленное производство и торговлю в конце 2008-начале 2009г.
Сегодня мы встречаемся почти ровно через три года с начала самой интенсивной фазы финансового кризиса, и чуть больше, чем через два года после даты, объявленной Национальным Бюро Экономических Исследований (NBER) как начало экономического восстановления. Каково положение сегодня?
За последние годы произошли позитивные перемены, особенно в свете экономических перспектив, которые вырисовывались в разгар кризиса. В целом, мировая экономика значительно выросла, ведомая новыми рыночными странами. В США циклическое восстановление, хотя и скромное по историческим меркам, продолжается уже девятый квартал подряд. В финансовой сфере, банковская система США в целом сейчас гораздо крепче, банки обладают значительно большим капиталом. Доступность банковского кредита улучшилась, хотя в некоторых категориях, таких, как кредитование малого бизнеса, где балансы потенциальных заемщиков остаются слабыми, остается недостаточной. Компании, имеющие выход на публичные рынки облигаций, не имели трудностей в получении кредита на выгодных условиях. Важно, что структурная реформа финансового сектора продвигается вперед, и предпринимаются большие усилия у нас и за рубежом по укреплению капитала и ликвидности банков, особенно системообразующих; улучшению риск-менеджмента и прозрачности; укреплению рыночной инфраструктуры; внедрению более системного, или «макропруденциального», подхода к финансовому регулированию и надзору.
Если говорить об экономике в более широком плане, то промышленное производство в США выросло почти на 15% от своего «дна», в существенной степени благодаря росту экспорта. На самом деле, торговый дефицит США был гораздо ниже в последе время, чем он был до кризиса, частично отражая улучшение конкурентоспособности американских товаров и услуг. Инвестиции бизнеса в оборудование и программное обеспечение продолжали расширяться, а некоторые отрасли достигли впечатляющего роста производительности, хотя новые данные несколько скорректировали в сторону понижения показатели производительности за последние годы. Домохозяйства также добились определенного прогресса в «починке» своих балансов: сбережения выросли, займы снизились, уменьшилось бремя выплаты долгов и процентов по ним. Цены на сырьевые товары снизились по сравнению с пиковыми значениями, что означает снижение пресса издержек на бизнес и укрепление покупательной способности домохозяйств.
Несмотря на эти положительные тенденции, ясно, однако, что преодоление кризиса идет далеко не столь энергично, как мы рассчитывали. Из самых последних оценок национальных счетов и экономического роста в первой половине текущего года мы узнали, что рецессия была даже глубже, а восстановление слабее, чем мы думали; на самом деле, совокупное производство в США до сих пор не вернулось на уровень, достигнутый до кризиса. Важно, что экономический рост по большей части показывает темпы, недостаточные для достижения устойчивого снижения безработицы, которая в последнее время колеблется в районе чуть выше 9%. Временные факторы, включая влияние всплеска цен на сырьевые товары на бюджеты потребителей и бизнеса, а также воздействие катастрофы в Японии на мировые цепочки поставок и производство, были одними из причин слабых экономических показателей первой половины 2011г.; соответственно, рост во втором полугодии должен, по всей вероятности, улучшиться по мере ослабевания этих влияний. Однако поступающие данные указывают на то, что в данном случае имели место и другие, более устойчивые факторы.
Почему восстановление от кризиса было таким медленным и непостоянным? С исторической точки зрения, рецессии обычно сеяли семена своего собственного преодоления, по мере того, как снижение расходов на инвестиции, жилье и потребительские товары длительного пользования генерировали отложенный спрос. Когда бизнес-цикл достигает дна, а уверенность возвращается, этот отложенный спрос, часто усиленный за счет стимулирующей монетарной и бюджетно-налоговой политики, удовлетворяется посредством роста производства и найма рабочей силы. Рост производства в свою очередь увеличивает доходы компаний и домохозяйств, тем самым давая дальнейший импульс расходам тех и других. Улучшение перспектив получения доходов и балансов также делают домохозяйства и компании кредитоспособными, и финансовые организации с большей готовностью дают им кредит. Обычно такие тенденции создают «добродетельный круг» растущих доходов и прибылей, более щадящих финансовых и кредитных условий и снижения уровня неопределенности, что позволяет процессу восстановления набрать ход.
Эти восстановительные силы работают сегодня, и поддержат ход постепенного восстановления. К сожалению, рецессия, кроме того, что она была необычайно суровой по характеру и глобальной по своим масштабам, была еще и необычной в том плане, что была связна как с очень глубоким спадом на рынке жилья, так и с историческим финансовым кризисом. Эти две черты кризиса, по отдельности и вместе, способствовали замедлению процесса естественного восстановления.
Примечательно, что жилищный сектор вносил большой вклад в восстановление после большинства рецессий в США после Второй Мировой войны, но на этот раз, при наличии навеса конфискованного и неоплаченного жилья, жестких условий кредитования для застройщиков и потенциальных покупателей жилья, озабоченности как заемщиков, так и кредиторов непрекращающимся снижением цен на недвижимость - темпы нового строительства остаются на уровне менее одной трети от предкризисного уровня. Низкий объем строительства имеет последствия не только для строителей, но и для поставщиков широкого круга продукции и услуг, относящихся к жилью и жилищному строительству. Кроме этого, при том, что недостаток кредитования был одним из факторов, сдерживающих восстановление жилищного сектора, слабость жилищного сектора, в свою очередь, оказала отрицательное влияние на финансовые рынки и кредитование. Например, резкое падение цен на жилье в некоторых регионах оставил многих домовладельцев без достаточного обеспечения по ипотеке, тем самым создав финансовые трудности для домохозяйств, и, через увеличение числа неплательщиков по ипотеке, стресс для самих финансовых организаций. Финансовый прессинг на финансовые организации и домохозяйства, в свою очередь, привел к большей осторожности при выдаче кредитов и замедлению темпов роста потребительских расходов.
Я уже отмечал центральную роль финансового кризиса 2008 и 2009г.г. в начале рецессии. Как я тоже отмечал, многое было сделано и делается для ликвидации причин и последствий кризиса, включая программу значительных финансовых реформ, и состояние банковской системы США и финансовых рынков в целом существенно улучшилось. Тем не менее, финансовый стресс был и остается значительным тормозом восстановления, как здесь, так и за рубежом. Периоды резкой волатильности и бегства от рисков на рынках вновь стали появляться в последнее время как реакция на озабоченности в связи с суверенными долгами Европы и тенденциями, относящимися к бюджетно-финансовой ситуации в США, включая недавнее понижение долгосрочного кредитного рейтинга США одним из крупнейших рейтинговых агентств и противоречиям вокруг повышения потолка федерального долга США. Трудно судить, насколько эти тенденции повлияли на экономическую активность на данный момент, но они определенно повлияли на уверенность домохозяйств и бизнеса, и они представляют риски для роста. Федрезерв продолжает внимательно следить за тенденциями на финансовых рынках и в финансовых организациях, и часто контактирует с властями Европы и других стран.
Монетарная политика должна реагировать на изменения в экономике, и, в частности, на перспективы роста и инфляции. Как я упоминал ранее, недавние данные показали, что экономические рост в течение первого полугодия текущего года был значительно слабее, чем ожидала Федеральная Комиссия по Открытым Рынкам (FOMC), и что временные факторы могут объяснить лишь частично ту слабость экономики, которую мы наблюдаем. Следовательно, хотя мы ожидаем продолжения умеренного восстановления и даже его усиления со временем, Комиссия снизила свой прогноз темпов роста на несколько следующих кварталов. Так как цены на сырьевые товары и другой импорт снижаются, а долгосрочные инфляционные ожидания остаются стабильными, мы ожидаем стабилизации инфляции, в течение ближайших кварталов, на уровнях в районе 2%, т.е. чуть ниже, чем большинство членов Комиссии считают соответствующим нашему двойному мандату.
В свете текущего прогноза, Комиссия недавно решила дать более конкретную информацию о своих ожиданиях относительно ставки на федеральные фонды. В частности, в заявлении, сделанном после нашего заседания в начале этого месяца, мы указали, что экономические условия, включая низкий уровень использования ресурсов и умеренный прогноз инфляции в среднесрочной перспективе, по всей вероятности, будут гарантировать поддержание чрезвычайно низких уровней ставки на федеральные фонды по меньшей мере до середины 2013г. То есть, при сценарии, который Комиссия считает самым вероятным в плане использования ресурсов и инфляции в среднесрочной перспективе, целевое значение ставки на федеральные фонды будет удерживаться на текущем уровне как минимум еще два года.
Кроме уточнения нашего прогноза на будущее, Федрезерв обладает набором инструментов, которые могут быть использованы для дополнительного монетарного стимулирования. Мы обсуждали сравнительные достоинства и издержки таких инструментов на нашем августовском заседании. Мы будем продолжать изучение этих и других актуальных вопросов, включая, конечно, экономические и финансовые тенденции, на нашем заседании в сентябре, которое намечено на два дня (20-е и 21-е) вместо одного для более полноценной дискуссии. Комиссия будет продолжать проводить оценку экономических перспектив в свете поступающей информации и готова применить имеющиеся у нее инструменты для стимулирования более энергичного экономического восстановления в контексте ценовой стабильности.
Экономическая политика и долгосрочный рост экономики США
Финансовый кризис и его последствия создали немало тяжелых проблем во всем мире, особенно в экономически развитых странах. Выше я описал некоторые из этих проблем, предложил некоторые обоснования медленного экономического восстановления в США, и коротко обсудил реакцию Федрезерва. Однако наша конференция делает упор на долгосрочном экономическом росте, что вполне разумно, с учетом принципиальной важности темпов долгосрочного роста в определении жизненных стандартов. В этом ключе, разрешите мне коротко обратиться к долгосрочным перспективам экономики США и роли экономической политики.
Невзирая на серьезные трудности, которые стоят перед нами сейчас, я не думаю, что долгосрочный потенциал роста экономики США будет существенно затронут кризисом и рецессией, если – и я подчеркиваю, если – наша страна предпримет необходимые шаги для обеспечения такого результата. В среднесрочной перспективе, активность в жилищном секторе стабилизируется и начнет снова расти, хотя бы по причине роста населения и образования новых домохозяйств. Хорошая, проактивная политика в этой области может ускорить этот процесс. Финансовые рынки и организации уже значительно продвинулись по пути нормализации, и я ожидаю, что финансовый сектор продолжит адаптироваться к идущим реформам, одновременно выполняя свои жизненно важные функции финансового посредничества. Домохозяйства продолжат укреплять свои балансы, причем этот процесс будет значительно ускорен, если восстановление ускорится, но в любом случае будет двигаться вперед. Бизнес продолжит инвестировать в новый капитал, применять новые технологии и извлекать преимущества из роста производительности предыдущих нескольких лет. Я уверен, что наши европейские коллеги отлично понимают, какие риски связаны с теми трудными проблемами, которые стоят перед ними в настоящее время, и что со временем они предпримут все нужные шаги для решения этих проблем эффективно и полностью.
Такое экономическое оздоровление займет время, и в процессе него будут случаться и неудачи. Более того, мы должны быть бдительными в отношении рисков процесса восстановления, включая финансовые риски. Однако, с одним возможным исключением, на котором я через минутку остановлюсь подробнее, процесс заживления не должен оставить больших шрамов. Несмотря на травматизм обстановки кризиса и рецессии, экономика США остается крупнейшей в мире, очень диверсифицированной с большим набором отраслей и прекрасной международной конкурентоспособностью, которая ни в коем случае не понизилась в последние годы, а скорее выросла. Наша экономика сохраняет свои традиционные преимущества сильной рыночной ориентации, здоровой предпринимательской культуры, гибких рынков капитала и труда. Наша страна остается технологическим лидером, в ней сосредоточены многие ведущие исследовательские университеты мира, и в ней самое высокое финансирование научно-исследовательских разработок.
Конечно, перед США стоят большие проблемы экономического роста. Наше население стареет, как и во многих развитых странах, и наше общество со временем должно адаптироваться к более пожилой рабочей силе. Наша система начального и среднего образования, несмотря на существенные положительные стороны, плохо обслуживает значительную часть населения. Стоимость здравоохранения в США самая высокая в мире, без соразмерного результата в плане здоровья населения. Но все эти долгосрочные проблемы были хорошо известны и до кризиса; усилия по их решению уже предпринимались и не прекращаются, и я надеюсь, что они будут еще интенсивнее.
Качество экономической политики в США будет сильно влиять на долгосрочные перспективы нации. Чтобы экономика росла в соответствии со своим полным потенциалом, власти должны добиваться макроэкономической и финансовой стабильности; принимать эффективные налоговые, торговые и регулирующие нормы; способствовать развитию квалифицированной рабочей силы; поощрять инвестиции в производство, как частные, так и государственные; и оказывать надлежащую поддержку научно-исследовательским работам и внедрению новых технологий.
Федрезерв имеет свою роль в обеспечении долгосрочных характеристик экономики. Самое важное – то, что монетарная политика, которая обеспечивает постоянно низкую и стабильную инфляцию, способствует долгосрочной макроэкономической и финансовой стабильности. Низкая и стабильная инфляция улучшает функционирование рынков, делая их более эффективными при распределении ресурсов; и она позволяет домохозяйствам и бизнесу планировать будущее без оглядки на непредсказуемые движения в общем уровне цен. Федрезерв также симулирует макроэкономическую и финансовую стабильность в своей роли финансового регулятора, контролера общей финансовой стабильности и источник ликвидности последней инстанции.
Обычно монетарная или бюджетная политика, нацеленная в основном на ускорение экономического восстановления в короткий период времени, не должна существенно влиять на долгосрочные экономические параметры. Однако текущие обстоятельства могут быть исключением из этого стандартного правила, о котором я говорил. Наша экономика страдает сегодня от чрезвычайно высокого уровня долгосрочной безработицы: почти половина безработных не могут найти работу более 6 месяцев. В этих необычных обстоятельствах политика, которая стимулирует рост в короткой перспективе, может также служить и более долгосрочным целям. В краткосрочной перспективе, возвращение людей к работе снижает трудности, испытываемые людьми в тяжелые экономические времена, и помогает добиться того, чтобы экономика работала на свой полный потенциал, а не оставляла ресурсы «под паром». В более долгосрочном плане, минимизация срока безработицы человека поддерживает здоровье экономики тем, что удается избежать потери квалификации и ощущения принадлежности к рабочей силе, что часто происходит при долгосрочной безработице.
Невзирая на это замечание, которое добавляет срочности необходимости достичь циклического восстановления занятости, большая часть экономических инструментов, поддерживающих уверенный экономические рост в долгосрочной перспективе, находятся за пределами сферы компетенции центрального банка. В последнее время мы много слышим о федеральной финансовой политике в США, поэтому я закончу свое выступление некоторыми мыслями на эту тему, с упором на роль финансово-бюджетной политики в создании стабильности и обеспечении экономического роста.
Чтобы достичь экономической и финансовой стабильности, бюджетная политика США должна быть поставлена на устойчивый путь, который бы обеспечил по крайней мере стабильность, а предпочтительнее, постепенное снижение госдолга относительно национального дохода. Как я уже имел случай подчеркивать ранее, без серьезных изменений политики финансы федерального правительства неизбежно выйдут из-под контроля, рискуя нанести серьезный экономический и финансовый ущерб (см.
Речь от 14.06.2011 «Устойчивость государственных финансов»). Увеличение фискального бремени, которое будет связано со старением населения и постоянным ростом расходов на здравоохранение, делают принятие быстрых и решительных мер в этой сфере все более насущным.
Хотя вопрос устойчивости государственных финансов должен решаться срочно, финансовые власти не должны из-за этого забывать про всю хрупкость нынешнего экономического восстановления. К счастью, эти две цели - достижения устойчивости госфинансов как результата ответственной долгосрочной политики и избежание создания фискальных препятствий для текущего восстановления – вполне совместимы. Принятие немедленных действий по разработке и исполнению обоснованного плана снижения будущих дефицитов в долгосрочной перспективе, с одновременным вниманием на последствия финансовых решений для восстановления в краткосрочном плане, может решить обе эти задачи.
Финансовые власти страны могут также способствовать более энергичному экономическому развитию при помощи налоговой политики и программ государственных расходов. Наша налоговая политика и программы государственных расходов должны в максимальной степени увеличивать стимулы к работе и сбережениям, поощрять инвестиции в квалификацию нашей рабочей силы, стимулировать создание частных капиталов, поддерживать научно-исследовательские разработки, и обеспечивать необходимую публичную инфраструктуру. Мы не можем ожидать, что рост экономики решить наши бюджетные проблемы, но более продуктивная экономика в любом случае облегчит негативные последствия, которые нас ждут.
Последнее, и, возможно, самое трудное: нашей стране было бы полезно улучшить процесс принятия решений в сфере государственных финансов. Переговоры, которые проходили в течение лета, подорвали финансовые рынки, а возможно, и экономику, и подобные события в будущем могут со временем серьезно подорвать готовность инвесторов во всем мире держать американские финансовые активы или делать прямые инвестиции в американский бизнес, создающий рабочие места для американцев. Хотя детали следует уточнить в процессе переговоров и консультаций, финансово-бюджетным властям надо бы рассмотреть вопрос разработки более продуктивного процесса, при котором ставились бы четкие и прозрачные финансовые цели, а также механизмы проверки реальности таких целей. Конечно, формальные цели и механизмы не заменяют финансовым властям необходимость делать трудный выбор, который часто приходится делать для приведения в порядок финансовое хозяйство страны, что означает, что понимание и поддержка обществом целей финансово-бюджетной политики имеют критически важное значение.
Экономические власти стоят перед лицом трудных решений, относящихся как к краткосрочным, так и долгосрочным проблемам нашей страны. У меня нет сомнений, однако, что все эти проблемы могут быть решены, и что фундаментальная сила нашей экономики в конце концов возобладает. Федеральная Резервная Система сделает все возможное для восстановления высоких темпов экономического роста и занятости в контексте ценовой стабильности.
Наверх
|