Экономические перспективы США

Речь председателя Совета управляющих ФРС США Бена Ш. Бернанке на официальном завтраке Экономическом клуба Миннесоты, г. Миннеаполис, шт. Миннесота
8 сентября 2011г.

Назад к Речам-2011

Добрый день. Я рад посетить Города-Близнецы, и хочу поблагодарить Экономический Клуб Миннесоты за приглашение открыть сезон выступлений в клубе 2011-2012г.г. Сегодня я дам краткий обзор перспектив американской экономики и выскажу некоторые мысли о монетарной политике и долгосрочных перспективах нашей экономики.

Перспективы роста экономики США

При обсуждении экономики и политики в краткосрочной перспективе, следует коротко вспомнить, как мы оказались в текущей ситуации. Финансовый кризис, который охватил глобальные рынки в 2008 и 2009г.г., был более сильным, чем любой другой после Великой Депрессии. Экономические власти по всему миру видели растущие риски глобального финансового кризиса осенью 2008г. и понимали чрезвычайно тяжелые экономические последствия, которые могут иметь такие события. Правительства и центробанки энергично и в тесной координации работали для предотвращения наступавшего коллапса. Действия по стабилизации финансовой системы сопровождались, как в США, так и за рубежом, существенным монетарным и фискальным стимулированием. Но несмотря на такие мощные и согласованные усилия, не удалось избежать серьезного ущерба для мировой экономики. Замораживание кредита, резкое падение цен активов, прекращение функционирования финансовых рынков, и соответствующий удар по доверию послал в нокдаун промышленное производство и торговлю в конце 2008-начале 2009г.

Сегодня мы встречаемся почти ровно через три года с начала самой интенсивной фазы финансового кризиса, и чуть больше, чем через два года после даты, объявленной Комитетом по датировке экономических циклов Национального Бюро Экономических Исследований (NBER) как начало экономического восстановления. Каково положение сегодня? За последние годы произошли позитивные перемены. В финансовой сфере, банковская система США в целом сейчас гораздо крепче, банки обладают значительно большим капиталом. Доступность банковского кредита улучшилась, хотя в некоторых категориях, таких, как кредитование малого бизнеса, где балансы потенциальных заемщиков остаются слабыми, остается недостаточной. Важно, с учетом источников кризиса, что структурная реформа финансового сектора продвигается вперед, и предпринимаются большие усилия у нас и за рубежом по укреплению финансового регулирования и надзора за банками, особенно системообразующими.

Несмотря на эти положительные тенденции, ясно, однако, что преодоление кризиса идет далеко не столь энергично, как мы рассчитывали. Из самых последних оценок национальных счетов и экономического роста в первой половине текущего года мы узнали, что рецессия была даже глубже, а восстановление слабее, чем мы думали; на самом деле, совокупное производство в США до сих пор не вернулось на уровень, достигнутый до кризиса. Важно, что экономический рост по большей части показывает темпы, недостаточные для достижения устойчивого снижения безработицы, которая в последнее время колеблется в районе чуть выше 9%.

Слабый экономический рост был особенно заметен в первой половине года, когда ВВП, по оценкам, рос в среднегодовом исчислении менее, чем на 1%, и в первом, и во втором квартале. Частично это можно объяснить временными факторами, включая нагрузкой, которую оказывал на бюджеты потребителей и фирм всплеск цен на нефть и прочие сырьевые товары, а также влиянием катастрофы в Японии на глобальную цепь поставок и производства. Соответственно, при понижении цен сырья и налаживании цепочек поставок, рост во втором полугодии, вероятно, будет лучше. Однако поступающая информация говорит о том, что действуют и более устойчивые факторы. Таким образом, как было отмечено в заявлении после августовского заседания, Федеральная Комиссия по открытым рынкам (FOMC) в настоящее время ожидает несколько более медленных темпов роста в ближайшие кварталы, чем те, которые она ожидала в июне, имея в виду возросшие риски для экономики.

Одним из заметных аспектов текущего восстановления является слабый уровень покупок в жилищном секторе. После резкого сокращения во время рецессии, в течение 2010г. расходы потребителей на этом рынке умеренно росли, но в первой половине 2011г. стали замедляться. Временные факторы, которые я упоминал –рост цен на сырье, который отчасти подорвал покупательную способность домохозяйств, и сбои в промышленности Японии, которые сократили поставки, и следовательно, продажи, автомобилей – частично объясняют это замедление. Но домохозяйства вынуждены также бороться с другими существенными проблемами, включая устойчиво высокий уровень безработицы, медленный рост зарплаты работающих, падающие цены на дома, долговое бремя, которое остается высоким для многих, несмотря на то, что домохозяйства сейчас больше сберегают и меньше берут в долг. Даже принимая во внимание многочисленные финансовые проблемы, домохозяйства выглядят слишком осторожными. На самом деле, показатели доверия потребителей значительно упали в последние месяцы, по мере того, как в людях растет пессимизм относительно как экономического состояния страны, так и своих личных финансовых перспектив.

По сравнению с жилищным сектором, в целом предпринимательский сектор выглядит более оптимистично. Промышленное производство выросло почти на 15% от самого низкого показателя, во многом благодаря росту экспорта. На самом деле, торговый дефицит США значительно сократился относительно того уровня, на котором он был до кризиса, отражая отчасти улучшение конкурентоспособности американских товаров и услуг. Инвестиции бизнеса в оборудование и ПО также расширяются. Корпоративные балансы здоровые, и, хотя рынок корпоративных облигаций несколько сократился, компании, имеющие доступ к рынку облигаций, в целом не имеют проблем с получением финансирования на благоприятных условиях. Но и в этом секторе проблемы очевидны: Инвестиции бизнеса в нежилые строения, такие как офисные здания, заводы и торговые центры, остаются на низком уровне, сдерживаемые высоким уровнем незанятости существующих площадей и трудностями, в некоторых случаях, получения строительных кредитов. Также, некоторые опросы компаний, включая проведенные ФРС, указывают на ухудшения состояния компаний; при этом компании отмечают замедление роста производства, новых заказов и занятости.

Почему восстановление от кризиса было таким медленным и непостоянным? С исторической точки зрения, рецессии обычно сеяли семена своего собственного преодоления, по мере того, как снижение расходов на инвестиции, жилье и потребительские товары длительного пользования генерировали отложенный спрос. Когда бизнес-цикл достигает дна, а уверенность возвращается, этот отложенный спрос, часто усиленный за счет стимулирующей монетарной и бюджетно-налоговой политики, удовлетворяется посредством роста производства и найма рабочей силы. Рост производства в свою очередь увеличивает доходы компаний и домохозяйств, тем самым давая дальнейший импульс расходам тех и других. Улучшение перспектив получения доходов и балансов также делают домохозяйства и компании кредитоспособными, и финансовые организации с большей готовностью дают им кредит. Обычно такие тенденции создают «добродетельный круг» растущих доходов и прибылей, более щадящих финансовых и кредитных условий и снижения уровня неопределенности, что позволяет процессу восстановления набрать ход.

Эти восстановительные силы работают сегодня, и поддержат ход постепенного восстановления. К сожалению, рецессия, кроме того, что она была необычайно суровой по характеру и глобальной по своим масштабам, была еще и необычной в том плане, что была связна как с очень глубоким спадом на рынке жилья, так и с историческим финансовым кризисом. Эти две черты кризиса, по отдельности и вместе, способствовали замедлению процесса естественного восстановления.

Примечательно, что жилищный сектор вносил большой вклад в восстановление после большинства рецессий в США после Второй Мировой войны, но на этот раз, при наличии навеса конфискованного и неоплаченного жилья, жестких условий кредитования для застройщиков и потенциальных покупателей жилья, озабоченности как заемщиков, так и кредиторов непрекращающимся снижением цен на недвижимость - темпы нового строительства остаются на уровне менее одной трети от предкризисного уровня. Низкий объем строительства имеет последствия не только для строителей, но и для поставщиков широкого круга продукции и услуг, относящихся к жилью и жилищному строительству. Кроме этого, при том, что недостаток кредитования был одним из факторов, сдерживающих восстановление жилищного сектора, слабость жилищного сектора, в свою очередь, оказала отрицательное влияние на финансовые рынки и кредитование. Например, резкое падение цен на жилье в некоторых регионах оставил многих домовладельцев без достаточного обеспечения по ипотеке, тем самым создав финансовые трудности для домохозяйств, и, через увеличение числа неплательщиков по ипотеке, стресс для самих финансовых организаций.

Я уже отмечал центральную роль финансового кризиса 2008 и 2009г.г. в начале рецессии. Как я тоже отмечал, многое было сделано и делается для ликвидации причин и последствий кризиса, включая программу значительных финансовых реформ, и состояние банковской системы США и финансовых рынков в целом существенно улучшилось. Тем не менее, финансовый стресс был и остается значительным тормозом восстановления, как здесь, так и за рубежом. Это торможение особенно очевидным было в последние месяцы, когда снова наблюдались эпизоды резкой волатильности и бегства от рисков на рынках, что стало реакцией на проблемы с суверенными долгами Еврозоны и ситуацию с госбюджетом США, включая понижение долгосрочного кредитного рейтинга США одним из крупнейших рейтинговых агентств и споры вокруг поднятия потолка федерального долга США. Трудно судить, насколько эти события и связанная с ними финансовая неустойчивость повлияли на экономическую активность на данный момент, но они определенно повлияли на уверенность домохозяйств и бизнеса, и они представляют риски для роста.

Хотя слабость жилищного сектора и продолжающаяся волатильность финансовых рынков – это два главных фактора разочаровывающее медленного темпа восстановления, есть и другие факторы. Например, правительства штатов и муниципалитетов продолжают затягивать пояса, сокращая расходы и снижая зарплаты перед лицом бюджетных трудностей, а федеральная финансовая помощь постепенно отзывается. Можно много спорить о размере и роли правительства в долгосрочном плане, но – в отсутствие достаточного спроса со стороны частного сектора – существенная бюджетная консолидация в краткосрочном плане будет дополнительным препятствием для роста и занятости.

Перспектива бюджетного тормоза для экономики, уже стоящей перед лицом медленного роста, высвечивает один из трудных выборов, стоящих перед финансовыми властями. Как я уже имел случай подчеркивать ранее, без серьезных изменений политики и решения проблем растущего финансового бремени в связи со старением населения и постоянным ростом затрат на здравоохранение, финансы федерального правительства неизбежно выйдут из-под контроля, рискуя нанести серьезный экономический и финансовый ущерб. Но, хотя вопрос устойчивости государственных финансов должен решаться срочно, финансовые власти не должны из-за этого забывать про всю хрупкость нынешнего экономического восстановления. К счастью, эти две цели - достижения устойчивости госфинансов как результата ответственной долгосрочной политики и избежание создания фискальных препятствий для текущего восстановления – вполне совместимы. Принятие немедленных действий по разработке и исполнению обоснованного плана снижения будущих дефицитов в долгосрочной перспективе, с одновременным вниманием на последствия финансовых решений для восстановления в краткосрочном плане, может решить обе эти задачи.

Перспективы инфляции

Цены многих сырьевых товаров, в частности нефти, в начале года резко выросли. Высокие цены на бензин и продукты питания напрямую транслировались в рост инфляции для потребителей, а в некоторых случаях производители других товаров и услуг смогли также переложить свои возросшие затраты на конечных потребителей. Кроме того, глобальные перебои в поставках в связи с катаклизмами в Японии способствовали росту цен на автомобили. В результате этих влияний инфляция существенно выросла; за первую половину этого года индекс цен по расходам для персонального потребления вырос, в годовом исчислении, на ок. 3,5%, по сравнению с менее, чем 1,5% в предыдущие два года.

Однако инфляция ожидается умеренной в ближайшие месяцы, по мере того, как эти преходящие факторы будут исчезать. В частности, цены на нефть и многие другие сырьевые товары или уже стабилизировались, или упали со своих пиковых значений. Одновременно, рост выпуска автомобилей должен снизить давление на цены на легковые автомобили. Важно, что практически нет указаний того, что более высокие темпы инфляции, наблюдавшиеся в этом году, стали устойчивым фактором экономики. Долгосрочные инфляционные ожидания остаются стабильными, судя по тем индикаторам, которые мы отслеживаем, например, мера долгосрочных ожиданий домохозяйств (опрос Томпсон Рейтер/Университет Мичигана), 10-летние прогнозы инфляции профессиональных аналитиков, и пятилетняя форвардная мера компенсации инфляции, выводимая из доходностей ценных бумаг Казначейства, защищенных от инфляции. Кроме стабильных долгосрочных инфляционных ожиданий, на инфляционное давление охлаждающее влияние оказывает слабость использования ресурсов, которая существует на рынках труда и промышленного производства. Заметим, что в результате слабости спроса на рабочую силу в течение периода послекризисного восстановления, рост номинальной заплаты был в целом скомпенсирован ростом, и уровень удельных затрат на оплату труда остался тем же, что и в начале рецессии. С учетом большой доли оплаты труда в себестоимости большинства фирм, умеренные удельные затраты на оплату труда будут являться важным ограничителем инфляции.

Монетарная политика

Хотя FOMC ожидает продолжения умеренного роста и даже его ускорения со временем, Комиссия отреагировала на последние тенденции, как я уже отмечал, снижением нашего прогноза экономического роста на ближайшие кварталы. Комиссия также продолжает ожидать стабилизации инфляции, в течение ближайших кварталов, на уровнях в районе 2%, т.е. чуть ниже, чем большинство членов Комиссии считают соответствующим нашему двойному мандату по достижению максимальной занятости и ценовой стабильности.

В свете текущего прогноза, Комиссия недавно решила дать более конкретную информацию о своих ожиданиях относительно ставки на федеральные фонды. В частности, в заявлении, сделанном после нашего заседания в начале этого месяца, мы указали, что экономические условия, включая низкий уровень использования ресурсов и умеренный прогноз инфляции в среднесрочной перспективе, по всей вероятности, будут гарантировать поддержание чрезвычайно низких уровней ставки на федеральные фонды по меньшей мере до середины 2013г. То есть, при сценарии, который Комиссия считает самым вероятным в плане использования ресурсов и инфляции в среднесрочной перспективе, целевое значение ставки на федеральные фонды будет удерживаться на текущем уровне как минимум еще два года.

Кроме уточнения нашего прогноза на будущее, Федрезерв обладает набором инструментов, которые могут быть использованы для дополнительного монетарного стимулирования. Мы обсуждали сравнительные достоинства и издержки таких инструментов на нашем августовском заседании. Мы будем продолжать изучение этих и других актуальных вопросов, включая, конечно, экономические и финансовые тенденции, на нашем заседании в сентябре, и будем готовы применить имеющиеся у нее инструменты для стимулирования более энергичного экономического восстановления в контексте ценовой стабильности.

Заключение

Позвольте завершить несколькими словами о долгосрочных перспективах нашей экономики. В то время, как экономические власти нащупывают подходы устранению текущей слабости экономики, важно помнить о ее долгосрочных преимуществах. Несмотря на травматизм обстановки кризиса и рецессии, экономика США остается крупнейшей в мире, очень диверсифицированной с большим набором отраслей и прекрасной международной конкурентоспособностью, которая ни в коем случае не понизилась в последние годы, а скорее выросла. Наша экономика сохраняет свои традиционные преимущества сильной рыночной ориентации, здоровой предпринимательской культуры, гибких рынков капитала и труда. Наша страна остается технологическим лидером, в ней сосредоточены многие ведущие исследовательские университеты мира, и в ней самое высокое финансирование научно-исследовательских разработок. Таким образом, я не думаю, что долгосрочный потенциал роста экономики США будет существенно затронут кризисом и рецессией, если – и я подчеркиваю, если – наша страна предпримет необходимые шаги для обеспечения такого результата. Экономические власти стоят перед необходимостью трудных решений, и все домохозяйства и компании вынуждены справляться со стрессами и неопределенностью нынешнего времени. Это нелегко. У меня нет сомнений, однако, что эти проблемы могут быть преодолены, и что фундаментальные преимущества нашей экономики в конце концов возьмут верх. ФРС сделает все от него зависящее для восстановления высоких темпов роста и высокой занятости в контексте ценовой стабильности.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: (495)782-2047
Copyright © 2006-2011  ООО "Биржевой пул" - Все права защищены