Европейская финансово-экономическая ситуация
Выступление перед Комитетом по правительственному надзору и реформе, Палата представителей США, г. Вашингтон, округ Колумбия
председателя Совета Управляющих ФРС Бена Ш. Бернанке
21 марта 2012г.
Назад к Речам-2012
|
Благодарю членов Комитета за приглашение выступить на тему экономической и финансовой ситуации в Европе и действий, предпринятых ФРС в связи с этим.
События в Европе и их влияние на экономику США
Почти два года события в Европе оказывают значительное влияние на состояние мировых финансовых рынков и в целом на мировую экономику. Сочетание высокого уровня долга, больших дефицитов, и перспектив слабого экономического роста некоторых стран Европы, в которой имеет хождение евровалюта, вызвало озабоченность их финансовой устойчивостью и, соответственно, привело к резкому росту цены их суверенных заимствований на рынке - сначала для Греции, но затем также и для ряда других стран еврозоны. Пессимизм по поводу финансово-экономической ситуации в этих странах, в свою очередь, способствовал подрыву доверия к европейским финансовым институтам, увеличив стоимость и их заимствований, и снизив их готовность предоставлять кредитные ресурсы клиентам.
Трудности в еврозоне оказали воздействие на экономику США. На Европейский Союз приходится примерно одна пятая часть всего экспорта товаров и услуг США. Неудивительно, что экспорт США в Европу в последние два года отставал от нашего экспорта в другие регионы мира. Кроме этого, более слабый спрос со стороны Европы замедлил экономический рост в других странах, а это также привело к снижению спроса на нашу продукцию.
Финансовые проблемы в Европе также проявились и на наших финансовых рынках. В самые турбулентные времена в европейских финансах инвесторы всего мира выходили из рисковых активов. В Соединенных Штатах это привело к снижению фондовых индексов, увеличило стоимость корпоративного долга, привело к снижению уверенности потребителей и деловых кругов. Кроме этого, американские финансовые организации со значительной долей европейских активов в портфелях испытали падение своих акций и расширение кредитных спрэдов.
За последние несколько месяцев финансовые проблемы в Европе уменьшились, что способствовало к улучшению настроя финансовых рынков в мире, включая США. Это улучшение отражает, в частности, ряд мер, предпринятых европейскими экономическими властями. Первое, меры Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), включая реализацию двух программ по долгосрочному рефинансированию и смягчение правил залогового обеспечения и резервных требований позволили европейским банкам обеспечить фондирование на срок до трех лет, тем самым уменьшив озабоченности относительно своих краткосрочных перспектив. Имея такую поддержку, европейские банки, в свою очередь, увеличили долю суверенного долга в своих портфелях, что способствовало снижению цены заимствования для некоторых стран.
Второе: лидеры еврозоны, греческое правительство и частные держатели греческих долгов принимают меры к возвращению Греции на более устойчивый фискальный путь. Ее суверенный долг был значительно снижен, греческие власти активизируют свои усилия по реализации фискальных и структурных реформ, а Европейский Союз и Международный Валютный Фонд обещал значительные ресурсы в рамках второго пакета помощи. Тем не менее, греческая экономика находится в глубокой рецессии.
Наконец в-третьих, лидеры большинства стран-членов Европейского Союза одобрили новый договор, ужесточающий фискальные правила и их реализацию. Этот договор является положительным шагом к разрешению принципиального противоречия, вытекающего из наличия валютного союза без бюджетного союза, и это поможет повысить жизнеспособность экономики еврозоны в долгосрочном плане.
Хотя некоторый прогресс достигнут, требуются дальнейшие усилия. Полное разрешение кризиса потребует дальнейшего укрепления европейской банковской системы; значительного расширения финансовых гарантий, или «китайских стен», для недопущения распространения кризисных явлений на рынки суверенного долга; и самое важное – продолжения усилий по стимулированию экономического роста и конкурентоспособности и снижению внешних дисбалансов в странах, пораженных кризисом.
Действия, предпринятые ФРС
ФРС внимательно наблюдала за событиями в Европе. Мы часто связываемся с представителями европейских экономических властей. Особенно мы обращаем внимание на защиту американских финансовых организаций, компаний и потребителей от негативных финансово-экономических событий в Европе.
Чтобы успокоить рынки долларового финансирования и поддержать кредитование американских домохозяйств и компаний, ФРС работала синхронно с крупными иностранными центробанками по расширению своповых программ, которые были первоначально приняты во время мирового финансового кризиса и вновь запущены в мае 2010г. До конца прошлого года эти своповые линии использовались ограниченно. Но в ноябре ФРС договорилась с ЕЦБ и центральными банками Канады, Японии, Швейцарии и Великобритании продлить программы до февраля 2013г. и снизить их стоимость со 100 базисных пунктов плюс своповый индекс «овернайт», до 50 б.п. плюс своповый индекс «овернайт».
Более низкая стоимость заимствований для ЕЦБ и других иностранных центральных банков позволила им, в свою очередь, снизить стоимость краткосрочных долларовых займов финансовым организациям в своих юрисдикциях. В результате использование своповой линии значительно выросло, достигнув 109 млрд долларов в середине февраля. Расширение использования своповых линий помогло смягчить проблемы с фондированием европейских и прочих иностранных банков, уменьшить напряжение на американских рынках капитала (на которых иностранные банки являются крупными участниками), смягчить давление на иностранные банки, которое заставляло их сворачивать кредитование в США, и укрепить доверие во времена значительной напряженности на международных финансовых рынках. В последние недели, по мере улучшения рыночных условий, использование своповых линий снова уменьшилось до примерно 65 млрд долларов.
Я бы добавил, что свопы являются очень надежным инструментом с точки зрения ФРС и американского налогоплательщика. Они не несут в себе риска обменного курса или процентной ставки; каждый заем имеет ограниченный срок и должен быть предварительно одобрен ФРС; займы обеспечены иностранной валютой, в обмен на которую ссужаются доллары; и наши контрагенты - это иностранные центральные банки, а не иностранные коммерческие банки, которые получают долларовые займы.
В дополнение к действиям ФРС по снижению напряженности на мировых рынках долларовой ликвидности, ФРС также сотрудничает с другими ведомствами – как на двусторонней основе, так и через Совет по Надзору за финансовой стабильностью – в части мониторинга потенциальной уязвимости американских финансовых организаций и укрепления их устойчивости перед лицом возможных потрясений мировой экономики. Стоит заметить, что финансовые организации США имеют очень ограниченный объем кредитных активов самых уязвимых стран еврозоны, а фонды денежного рынка – практически их не имеют.
Финансовые организации США, однако имеют определенный риск потенциальных убытков, связанных с продажей кредитных дефолтных свопов (CDS) по европейским суверенным долгам. Но для крупных банков-дилеров такие продажи более чем компенсируются покупками таких свопов, что означает, что в случае суверенного дефолта той или иной страны американские финансовые организации будут чистыми получателями выплат по CDS. Эти позиции связаны с некоторым риском того, что некоторые контрагенты банков США могут с какой-то долей вероятности не выполнить свои обязательства, но такой риск смягчается тем обстоятельством, что он распылен между множеством таких контрагентов, которые в большинстве своем являются крупными финансовыми организациями. В подавляющем большинстве случаев эти организации оставляют залоги друг другу по этим сделкам для минимизации возможных потерь.
Хотя банки США имеют ограниченную концентрацию рисков по периферийным европейским странам, их риски по европейским банкам и крупным, «базисным» европейским странам более существенны. Более того, европейские активы составили 35% активов крупных фондов денежного рынка США в феврале, и такие фонды остаются структурно уязвимыми, несмотря на ряд конструктивных шагов, таких как совершенствование требований к ликвидности, предпринятых после недавнего финансового кризиса. Американские финансовые фирмы и фонды денежного рынка успели скорректировать свои риски и отчасти захеджировать их по мере развития ситуации в Европе, но риски перехода кризиса на них остаются «головной болью» как для них самих, так и для надзорных и регулирующих органов. В частности, если вдруг ситуация в Европе серьезно ухудшится, финансовый сектор США должен будет иметь дело не только с прямым воздействием европейских проблем, но и с множеством более широких рыночных явлений, включая падение фондовых рынков, увеличение стоимости кредита, дефицит финансирования.
Чтобы принять меры против этих широких рыночных рисков, мы работаем в тесном сотрудничестве с крупными финансовыми организациями США. Недавно, 13 марта, мы опубликовали результаты нашего Комплексного анализа капитала банков (CCAR) по итогам надзорной проверки силами ФРС процессов планирования капитала и достаточности капитала крупных интегрированных банковских холдингов. В качестве составной части этой проверки оценивался капитал банков согласно гипотетическому сценарию, предполагавшему глубокую рецессию в США (с уровнем безработицы до 13%) и существенное падение объемов операций за рубежом в сочетании с резким падением внутренних и мировых цен на рынках активов. Эта проверка предназначалась для выявления прямых и косвенных рисков и уязвимостей финансовых организаций в отношении финансово-экономических проблем, которые могут возникнуть в случае серьезного кризиса в Европе. Результаты проверки показывают, что значительное большинство крупнейших американских банков продолжало бы соответствовать надзорным требованиям по достаточности капитала, несмотря на крупные прогнозируемые убытки по экстремально негативному гипотетическому сценарию.
Заключение
Смягчение в последнее время финансовых проблем в Европе является долгожданным для США, учитывая важные торгово-финансовые связи между нашими экономиками. Однако европейская финансово-экономическая ситуация остается трудной; для достижения устойчивой стабилизации важно, чтобы европейские лидеры выполнили свои решения в области экономической политики. Я считаю, что наши европейские коллеги понимают все сложности и риски, перед которыми они находятся, и настроены предпринять все необходимые шаги для решения своих проблем.
Со своей стороны, ФРС будет продолжать тщательный мониторинг ситуации, работать с нашими финансовыми организациями и иностранными контрагентами для укрепления устойчивости нашей финансовой системы, и будет готова использовать все наши инструменты для стабилизации американских рынков, если ситуация этого потребует.
Наверх
|