Полугодовой отчет Конгрессу о монетарной политике
Выступление председателя Совета управляющих ФРС США
Бена Ш. Бернанке
с полугодовым Отчетом Конгрессу Перед Комитетом по банкам, жилищному сектору и градостроительству, Сенат США, г. Вашингтон, округ Колумбия
17 июля 2012г.
Назад к Речам-2012
|
Председатель Джонсон, конгрессмен Шелби, члены Комитета, я рад представить очередной полугодовой отчет ФРС по монетарной политике. Я начну с текущих экономических условий и перспектив, а затем обращусь собственно к монетарной политике.
Экономические перспективы
Экономика США продолжила восстановление, но экономическая активность несколько замедлилась в первой половине этого года. Тогда как во второй половине 2011г. темпы роста составили, в годовом исчислении, 2,5%, в первом квартале 2012г. ВВП вырос только на 2%, и индикаторы показывают еще меньший прирост во втором квартале.
Условия на рынке труда улучшились в конце 2011г. и в начале этого года, а безработица упала на один процентный пункт. Однако рост рабочих мест снизился с 200 тысяч в 4кв. 2011 и 1кв. 2012 до 75 тысяч в месяц во 2-м квартале. Часть – но только часть – такой потери темпа в создании рабочих мест может быть объяснена сезонными факторами и необычно теплой зимой. В то же время уровень безработицы выровнялся в последнее время на уровне чуть выше 8%.
Расходы домохозяйств продолжали расти, но последние данные показывают замедление темпов роста во втором квартале. Хотя снижение цен на энергоносители усиливают покупательную способность потребителей, домохозяйства сохраняют озабоченность относительно перспектив занятости и дохода, и общий уровень уверенности остается сравнительно низким.
В жилищном секторе наблюдались скромные признаки улучшения. Частично благодаря исторически низким ставкам по ипотеке, продажи как новых, так и существующих домов постепенно росли с прошлого лета, а в некоторых секторах в последние месяцы начался рост цен. Увеличилось строительство, особенно в секторе многосемейных домов. Тем не менее, ряд факторов продолжает сдерживать прогресс на жилищном рынке. Со стороны спроса, многих потенциальных покупателей сдерживает озабоченность своими собственными финансами или экономикой в целом. Другие потенциальные покупатели не могут получить ипотечный кредит из-за ужесточения стандартов кредитования, снижения кредитоспособности, или из-за того, что их текущие ипотечные кредиты в минусе – то есть они должны больше, чем стоят их дома сейчас. Со стороны предложения, большое число пустых домовладений, поддерживаемое постоянным притоком конфискованной недвижимости, продолжает отвлекать спрос от новостроек.
Показав сильный рост во втором полугодии 2011г. и 1кв. 2012г., промышленное производство замедлилось в последние месяцы. Точно так же замедлились реальные инвестиции бизнеса в оборудование и программное обеспечение – с двузначных цифр роста до более скромных темпов в начале этого года. Опережающие показатели инвестиционного спроса – такие, как опросы по условиям ведения бизнеса и планам капитальных затрат – предполагают продолжение слабого спроса. Частично замедление роста промышленного производства и инвестиций, вероятно, связано с экономическими проблемами в Европе, которые, в сочетании с некоторым охлаждением экономик других торговых партнеров, сдерживает спрос на экспорт из США.
Во время июньского заседания Федеральной Комиссии по открытым рынкам (FOMC) мы с коллегами прогнозировали, что, при проведении надлежащей монетарной политики, экономический рост, по всей вероятности, в ближайшие кварталы будет умеренным с очень постепенным ускорением. Конкретнее, наши прогнозы реального ВВП, подготовленные к заседанию, имеют среднее значение от 1,9 до 2,4 процента на этот год и 2,2- 2,8% на 2013г. Эти прогнозы ниже, чем те, которые мы делали в январе, что отражает общий разочаровывающий тон последних данных. Кроме того, финансовые трудности, связанные с кризисом в Европе, усилились в начале этого года, что – как я уже упоминал – является сдерживающим фактором как для глобальной, так и внутренней американской экономической активности. Восстановление в США по-прежнему сдерживается рядом других препятствий, включая до сих пор жесткие условия кредитования для многих компаний и домохозяйств, а также – на чем я подробнее остановлюсь позже – сдерживающий эффект фискальной политики и фискальной неопределенности. Более того, хотя рынок жилья показал некоторое улучшение, вклад данного сектора в восстановление меньше, чем обычно наблюдалось при предыдущих выходах из кризисов. Эти препятствия должны со временем сойти на нет, что позволит экономике начать расти несколько более быстрыми темпами, а безработице снизиться до более типичных значений. Однако, с учетом того, что рост прогнозируется лишь незначительно больше того уровня, который позволяет экономике абсорбировать новое пополнение рабочей силы, снижение уровня безработицы, с большой вероятностью, будет разочаровывающе медленным. На самом деле, среднее значение прогнозов участников заседания на конец 2014г. составляет 7% и выше.
Комиссия внесла сравнительно небольшие изменения в июне в свои прогнозы по инфляции. За первые три месяца 2012г. ценовой индекс затрат на личное потребление (PCE) вырос примерно на 3,5% в годовом исчислении, в результате сильного роста розничных цен на энергоносители, которые, в свою очередь, отражали возросшую цену сырой нефти. Однако резкое падение цен на сырую нефть в последние месяцы привело к снижению инфляции. В целом, индекс PCE за первые 5 месяцев 2012г. рос с годовым темпом 1,5%, по сравнению с 2,5% за весь 2011г. Среднее значение прогнозов членов Комиссии по инфляции на этот год составляет 1,2-1,7%, а в 2013 и 2014 – также на уровне или ниже значения 2%, которое Комиссия считает соответствующим ее мандату.
Риски относительно экономических перспектив
Участники июньского заседания FOMC указали, что они видят усиление неопределенности в своих прогнозах, по сравнению с обычным уровнем, и что риски для экономического роста выросли. Я бы хотел остановиться на двух главных источниках риска: первым является бюджетно-налоговый и банковский кризис еврозоны; вторым – фискальная ситуация в самих США.
В начале этого года финансовые проблемы еврозоны несколько уменьшились благодаря ряду конструктивных шагов со стороны европейских властей, включая предоставление трехлетнего финансирования банкам со стороны Европейского Центробанка. Однако недавно проблемы на европейских финансовых рынках вновь обострились, отражая политическую неопределенность в Греции и новости об убытках испанских банков, что, в свою очередь, поставило под сомнение фискальную ситуацию в Испании и устойчивость европейской банковской системы в более широком плане. Власти еврозоны отреагировали путем объявления о ряде мер, включая финансирование рекапитализации проблемных испанских банков, большую гибкость в использовании европейских финансовых гарантий (включая, возможно, гибкость в отношении прямой рекапитализации банков, а не через займы, выдаваемые странам), и движение к унифицированному надзору за банками еврозоны. Даже после этих заявлений, однако, европейские финансовые рынки и экономика остается под значительным стрессом, что отражается на финансовом и экономическом состоянии остального мира, включая Соединенные Штаты. Более того, возможность дальнейшего ухудшения ситуации в Европе остается значительным риском для экономических перспектив.
ФРС поддерживает тесную связь с нашими европейскими коллегами. Хотя политика – сложная материя, мы верим, что у европейских властей есть сильная мотивация и достаточные ресурсы для разрешения кризиса. В то же время, мы сконцентрировались на устойчивости нашей финансовой системы перед лицом потрясений, включая те, которые могут придти из Европы. Капитал и ликвидность банков США существенно выросли в последние годы, и мы проводим работу с финансовыми фирмами США для того, чтобы обеспечить принятие ими шагов по управлению рисками, связанными с их позициями в европейских инструментах. С учетом вышесказанного, европейские события, которые привели к значительным сбоям в функционировании мировых финансовых рынков, неизбежно должны были вызвать проблемы для нашей финансовой системы и экономики.
Вторым существенным риском для нашего восстановления, как я упоминал, является внутренняя фискальная ситуация. Как хорошо известно, фискальная политика США идет неприемлемым путем, и разработка убедительного среднесрочного плана контролирования дефицитов должна быть одним из главных приоритетов. В то же самое время, фискальные решения должны учитывать хрупкость экономического роста. Этот рост может быть поставлен под угрозу сочетанием роста налогового бремени и ограничения расходов, которые вступят в силу в начале следующего года, если не будут предприняты никакие законодательные меры. Бюджетное Бюро Конгресса сделало оценку, что если позволить полностью реализовать весь диапазон мер по увеличению налогов и сокращению расходов (что часто называют «финансовым обрывом»), то в начале следующего года мы вступим в полосу неглубокой рецессии, и в 2013г. будет создано на 1,25 млн. рабочих мест меньше. Эти оценки не включают дополнительный негативный эффект от неопределенности у широкой публики относительно путей выхода из этой ситуации. Как вы помните, рыночная волатильность резко выросла, а уверенность потребителей упала прошлым летом, частично из-за длительных дебатов о необходимости увеличения потолка госдолга. Тот же эффект может проявиться, когда вопрос с потолком госдолга и прочие фискальные вопросы к концу года снова окажутся в близкой перспективе.
Самым эффективным способом, которым Конгресс мог бы помочь поддержать экономику в настоящий момент времени, была бы работа по решению фискальных проблем страны таким образом, чтобы принять во внимание как необходимость долгосрочной устойчивости, так и хрупкость экономического роста. Чем раньше начать эту работу, тем быстрее снизится уровень неопределенности и вырастет уверенность домохозяйств и компаний.
Монетарная политика
Ввиду более слабых экономических перспектив, низкой прогнозируемой инфляции и значительных рисков для экономического роста, FOMC решила смягчить монетарную политику на июньском заседании путем продления программы увеличения срока до погашения (maturity extension program, MEP) бумаг в ее портфеле до конца этого года. Эта программа сочетает продажи краткосрочных казначейских ценных бумаг с покупкой эквивалентного количества более долгосрочных казначейских ценных бумаг. В результате она уменьшает предложение долгосрочных казначейских ценных бумаг для широкой публики, что оказывает повышающее давление на цены таких бумаг и понижающее давление на их доходность, не влияя на общий размер портфеля ФРС на ее балансе. Выводя дополнительное количество долгосрочных казначейских ценных бумаг с рынка, покупки ФРС также стимулируют частных инвесторов к приобретению других долгосрочных активов, таких как корпоративные облигации и ипотечные ценные бумаги, помогая поднять их цены и снизить доходности, тем самым смягчая финансовые условия в широком плане.
Экономический рост также поддерживается исключительно низким целевым диапазоном по ставке на федеральные фонды в размере от 0 до 0,25%, а также комментариями Комиссии относительно перспектив этой ставки. Как я сообщал в февральском отчете, FOMC расширил горизонт своих комментариев на будущее, отметив, что она ожидает, что экономические условия - включая низкий уровень использования ресурсов и низкий прогноз по инфляции – скорее всего, будут основанием для сохранения исключительно низкой ставки на федеральные фонды по меньшей мере до конца 2014г. Комиссия подтверждала это свое обусловленное мнение на последующих заседаниях. Отражая обеспокоенность медленным прогрессом в области снижения безработицы и рисками для экономических перспектив, Комиссия пояснила на своем июньском заседании, что она готова предпринимать необходимые дополнительные меры для обеспечения более активного экономического восстановления и устойчивого улучшения условий на рынке занятости в контексте ценовой стабильности.
Наверх
|