Долгосрочные экономические перспективы

Речь председателя Совета управляющих ФРС США Бена Ш. Бернанке в колледже «Бард - Саймонз Рок», г. Грейт Бэррингтон, шт. Массачусетс
18 мая 2013г.

Назад к Речам-2013

Позвольте сначала поздравить выпускников и их родителей. Слово «выпускник» (graduate) происходит от латинского «шаг». Окончание колледжа – только один шаг жизненного пути, но важный и стоящий того, чтобы его отметить.

Я думаю, все вы цените ту особую привилегию, которой была ваша учеба в таком уникальном заведении, как Саймонз Рок. Это, насколько я знаю, единственный «ранний» колледж в США; многие из вас пришли сюда после 10-го или 11-го класса в поиске нового образовательного опыта. В колледже живет и учится только 400 студентов; это тесное и сплоченное сообщество. Самое главное, однако, это то, что вы прошли программу, в которой делается упор на творческий подход и независимое критическое мышление – те навыки ума, которые, я уверен, останутся с вами.

В чем важность творческого подхода и критического мышления? Существует много ответов. Я экономист, поэтому я отвечу сначала, говоря о нашем экономическом будущем – или вашем экономическом будущем, лучше сказать, так как каждый из вас, я надеюсь, много лет будет и вносить свой вклад, и пользоваться всеми преимуществами все более развитой, сложной и глобализованной экономики. Я бы хотел сегодня акцентировать внимание на долгосрочных перспективах. В частности, я хотел бы заглянуть за горизонт тех вполне реальных проблем экономического восстановления и роста, которые мы сегодня ощущаем, и которые, я вполне уверен, мы преодолеем, и поговорить, для разнообразия, об экономическом росте, измеряемом не месяцами и кварталами, а десятилетиями.

Многие факторы влияют на развитие экономики, среди них такие важные, как экономические и политические институты нации, но в долгосрочном плане, вероятно, самый важный фактор – это научно-технический прогресс. Между эпохой Римской Империи и временем, когда Промышленная Революция разворачивалась в Европе, жизненный стандарт среднего человека мало менялся от поколения к поколению. В течение столетий многие, если не большинство, людей производили лишь столько, сколько потребляли они и их семьи, и никогда не путешествовали далеко от мест, где родились. К середине 18 века, однако, растущие научные и технические знания стали находить коммерческое применение. С тех пор, как обычно считается, мир пережил минимум три больших волны технических инноваций и их применения.

Первая волна дала толчок первой индустриальной эре, которая длилась с середины 18 до середины 19 века. В этот период увидели свет такие изобретения, как паровой двигатель, хлопкопрядильная машина, железные дороги. Эти инновации, внедрив механизацию, специализацию и массовое производство, фундаментально изменили способ и место производства товаров, а в процессе увеличили производительность работников и снизили себестоимость базовых потребительских товаров.

Вторая длинная волна изобретательства совпала с современной индустриальной эрой, которая длилась с середины 19 века до эпохи после Второй мировой войны. Эта эра дала миру многочисленные изобретения, которые радикально изменили повседневную жизнь, например, сантехнику и санузлы в домах и квартирах, использование электричества в домах и на заводах, двигатель внутреннего сгорания, антибиотики, моторные летательные средства, телефон, радио, телевидение и многие другие. Третья эра, чьи корни уходят как минимум в 1940-е, но которая начала осознаваться большинством людей только в 70-е и 80-е годы, конечно, определяется революцией в информационных технологиях (ИТ), а также такими областями, как биотехнология, в которой прогресс также был связан с компьютеризацией. Конечно, ИТ-революция еще идет и видоизменяет наш мир сегодня.

А теперь вопрос – я думаю, главный вопрос с вашей точки зрения. Что готовит будущее для тех сфер, где будут работать сегодняшние выпускники? Экономические последствия первых двух волн инновации, от парового двигателя до Боинга-747, были огромными. Эти волны в громадной степени расширили круг доступных продуктов и эффективность, с которой они могут быть произведены. На самом деле, по имеющимся данным, выпуск продукции на одного человека в США вырос в период с 1700 до 1970 года в 30 раз, что привело к многочисленным трансформациям в нашей экономике и обществе. История подсказывает, что экономические перспективы в ближайшие десятилетия зависят от того, будут ли экономические последствия идущей революции – ИТ-революции – такими же масштабными и широкими, как и двух предыдущих.

Я должен доложить, что не все так думают. На самом деле, некоторые информированные аналитики недавно сформулировали предположение, что ИТ-революция, как бы она ни была важна, вряд ли приведет к таким трансформирующим экономическим последствиям, какие последовали за более ранними техническими революциями. В результате, как эти наблюдатели утверждают, экономический рост и перемены в ближайшие десятилетия будут, скорее всего, заметно медленнее, чем тот темп, к которому привыкли американцы. Такой исход имел бы важные общественно-политические, как и экономические, последствия для нашей страны и мира.

Такая провокационная оценка нашего экономического будущего привлекла большое внимание экономистов и других специалистов. Есть ли в этом зерно истины? Вот как, например, рассуждают пессимисты в конкретном плане – я проиллюстрирую это на примере моей жизни: 50 лет назад, в 1963, мне было 9 лет, я рос в семье, принадлежащей к среднему классу, в своем доме в маленьком городке Северной Каролины. Чтобы получить представление о темпах экономических перемен в последние годы, интересно спросить, как повседневная жизнь моей семьи тогда отличалась от жизни обычной семьи сегодня. Если подумать, то я могу быстро вспомнить Интернет, мобильный телефон и микроволновую печь из тех важных современных удобств, которые у вас есть сейчас и которых не было 50 лет назад. Медицина несколько улучшилась со времен моей молодости; на самом деле, средняя продолжительность жизни выросла с 70 лет в 1963 до 78 лет сегодня, хотя некоторые улучшения – результат лучшего питания и общего более высокого уровня жизни, а не только одной медицины. Тем не менее, хотя моя память может быть выборочной, мне не кажется, что разница в повседневной жизни тогда и сейчас так уж велика. Теплоснабжение, кондиционирование, готовка пищи и санитария в моем детстве не очень отличались от сегодняшних. У нас была посудомоечная машина, стиральная машина, сушка. У моей семьи был комфортабельный автомобиль с кондиционером и радио, а полеты на самолете почти не отличались от сегодняшних, правда, не было таких мер безопасности. Для развлечения у нас не было Интернета или видеоигр, как я говорил, но у нас было много книг, радио, музыкальные записи, цветной телевизор (хотя, должен признать, цвета были не ахти, а каналов было намного меньше).

Сравнение мира 1963 года с миром сегодняшним показывает очень существенные, но, возможно, не революционные экономические изменения. Но теперь давайте продолжим этот умственный эксперимент и унесемся еще на 50 лет назад, в 1913г. (год, когда решением Конгресса была создана Федеральная Резервная Система, между прочим), и сравним, как жили мои бабушки и дедушки, а ваши прабабушки и прадедушки, с тем, как жила моя семья в 1963г. Жизнь в 1913 была гораздо тяжелее для большинства американцев, чем во второй половине века. Многие работали на опасных, грязных и изматывающих работах по 60 часов в неделю на производстве; а в сельском хозяйстве еще дольше. Домашняя работа тоже была тяжелой и нудной; холодильников, пылесосов, морозильных камер, электрических плит и стиральных машин не было, по крайней мере в широком пользовании, что неудивительно, так как большая часть домохозяйств в городе и практически все деревенские дома не имели электричества. В сфере развлечений еще не было коммерческих радиопередач, а кино было тогда и еще 15 лет после этого немым. У некоторых были телефоны, но межгородского сообщения еще не было. В области транспорта, в 1913 году Генри Форд как раз начинал массовое производство автомобиля «Модель Т», на железных дорогах ездили паровозы, регулярных авиалиний не было. Что важно, средняя продолжительность жизни составляла в 1913 всего 53 года, отражая не только состояние медицины в это время (антибиотиков не было, вакцин от многих смертельных заболеваний тоже), но и недостаточную санитарию и плохое питание. Это был совсем другой мир, чем тот, в котором я рос в 1963 году или в котором мы живем сейчас.

Цель этих сравнений в том, чтобы конкретно показать, в чем заключается аргументация некоторых экономистов, утверждающих, что экономическая и техническая трансформация последних 50 лет, хотя и была значительной, не сравнима с предыдущими 50, или даже 100, годами. Экстраполируя этот тренд на будущее, некоторые специалисты делают вывод, что устойчивый темп экономического роста и изменений, а также ассоциируемых с ними улучшений в жизненных стандартах, скорее всего, еще более замедлится, так как наша последняя техническая революция, выразившаяся в компьютерах и ИТ, не трансформирует наши жизни так же радикально, как предыдущие революции.

Что можно сказать? Довольно неутешительно. Правда ли тогда, как сказал бейсболист Йоги Берра, что будущее уже не то, что было раньше? Никто на самом деле не знает; как тот же Берра проницательно заметил, тяжело делать прогнозы, особенно насчет будущего. Но есть и серьезные аргументы у другой стороны этого спора.

Во-первых, инновации, почти по определению, подразумевают идеи, которых еще ни у кого не было, что означает, что предсказания будущих изменений в области техники могут быть глубоко ошибочными, что часто и происходит. Можно смело предсказать, однако, что человек продолжит творить и создавать инновации; это часть нашей природы. Другое предсказание, такое же надежное, это то, что люди, тем не менее, продолжат предсказывать конец инноваций. Знаменитый британский экономист Джон Мейнард Кейнс заметил это в разгар Великой Депрессии более 80 лет назад. Он писал: «Мы страдаем сейчас от тяжелого приступа экономического пессимизма. Часто слышишь, что эпоха грандиозного экономического прогресса, которым характеризовался 19 век, закончилась; что быстрое улучшение жизненных стандартов теперь замедлится». Звучит знакомо? Между прочим, Кейнс уверждал тогда, что такая точка зрения является близорукой и, описывая, как он говорил, «экономические возможности наших внуков», он предсказывал, что доход на душу населения, с поправкой на инфляцию, может вырасти к 2030 году в 4-8 раз. Его предсказание весьма точное: доход на человека сегодня в США примерно в 6 раз больше, чем был в 1930г.

Во-вторых, не только сами научно-технические открытия и изобретения трудно предсказать, но и их долгосрочные практические последствия для экономики и нашей повседневной жизни. На самом деле, некоторые могут сказать, что мы еще на ранней стадии ИТ-революции; в конце концов, скорость и объем памяти компьютеров увеличились многократно за 30 с лишним лет с тех пор, как персональные компьютеры появились на рынке, и такие области как биотехнология также быстро развиваются. Более того, тогда как базовые технологии улучшаются, коммерческие применения этих технологий только-только начали появляться. Подумайте, например, каков может быть потенциал ИТ и биотехнологии в сфере улучшения здравоохранения, которое является одним из крупнейших и самых важных секторов экономики. Можно с большой долей уверенности предположить, что модернизация ИТ-систем в здравоохранении приведет к лучше скоординированному, более эффективному и дешевому лечению, чем то, что мы имеем сейчас, включая бóльшую готовность медицинской практики применять последние достижения науки. Роботы, лазеры и другие передовые технологии улучшают результаты хирургии, а системы искусственного интеллекта используются для улучшения диагностики и планирования курсов лечения. Возможно, еще более революционный тренд – так называемая индивидуализированная медицина, которая будет подстраивать лечение под каждого пациента индивидуально на основе информации, полученной из его генетического кода. Вместе взятые, такой достижения могли бы привести к новому скачку продолжительности жизни и лучшему здоровью в пожилом возрасте.

Другие многообещающие области применения новых технологий - это развитие чистой энергетики, например, использование энергии ветра, волн, и солнца, а также разработка электрических и гибридных транспортных средств; дальнейший прогресс коммуникаций и робототехники. Я уверен, что не смогу даже вообразить всех возможностей, но историки науки говорят о нашей коллективной склонности переоценивать краткосрочный эффект новых технологий, одновременно недооценивая их долгосрочный потенциал.

Наконец, пессимисты, возможно, слишком мало внимания обращают на мощь базовых экономических и общественных факторов, которые генерируют инновации в современном мире. Изобретательство было когда-то сферой ученого-одиночки или умельца-самоучки. Передача новых идей и адаптация открытий для коммерческого применения были медленным и хаотичным процессом. Но сейчас все меняется. Мы живем на планете, которая становится более богатой и населенной, в которой не только самые развитые страны, но и крупные развивающиеся нации, такие как Китай или Индия, все больше связывают свое экономическое будущее с научно-техническим прогрессом. В этом контексте, число квалифицированных ученых и инженеров быстро растет, так же как исследовательские ресурсы, предлагаемые университетами, правительствами и частным сектором. Более того, благодаря Интернету и другим достижениям в области коммуникаций, сотрудничество и обмен идеями происходит очень быстро и безотносительно географических расстояний. Например, исследовательские статьи сейчас распространяются и подвергаются критическому анализу почти немедленно, а не после их публикации в журнале через несколько лет после написания. И что важно, по мере того, как торговля и глобализация увеличивают размер потенциального рынка для новых продуктов, возможные экономические выгоды первенства при выводе на рынок инновационного продукта или процесса быстро растут. Короче говоря, как способности человечества к инновациям, так и стимулы создавать инновации сегодня больше, чем когда-либо в истории.

Ну и как же это относится к творческому началу и критическому мышлению, с которых я начал? История технических инноваций и экономического развития учит нас, что единственной константой является изменение. Во время вашей работы вам придется перестраивать себя много раз. Успех и удовлетворение придут не от освоения фиксированного объема знаний, а от постоянной адаптации и творчества в быстроменяющемся мире. Работа с новыми технологиями, их применение будут критически важной частью такой адаптации. Ваша работа здесь, в Саймонз Рок, интеллектуальные навыки, креативность и воображение, которые вы здесь развили в себе, являются лучшей подготовкой к таким вызовам времени. И хотя я сосредоточился сегодня на научно-техническом прогрессе, важно помнить, что искусство и гуманитарные науки также способствуют новому и творческому мышлению, одновременно помогая нам извлекать смыслы, выходящие за рамки чисто материальных аспектов нашей жизни. Я желаю вам всего наилучшего в решении трудных, но захватывающих задач, которые ждут вас впереди. Поздравляю.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2013  ООО "Биржевой пул" - Все права защищены.