Экономические перспективы
Отчет председателя Совета управляющих ФРС США
Бена Бернанке
перед Объединенным экономическим комитетом Конгресса США, Вашингтон, округ Колумбия
22 мая 2013г.
Назад к Речам-2013
|
Председатель Брейди, вице-председатель Клобучар, а также все другие члены Комитета - благодарю вас за возможность обсудить экономическую политику и экономические перспективы сегодня.
Текущая экономическая ситуация
Экономический рост в этом году продолжается, хотя и умеренными темпами. Реальный валовый внутренний продукт (ВВП), по оценкам, вырос в первом квартале на 2,5% в годовом исчислении, по сравнению с ростом в 2012 на 1,75%. Экономический рост в первом квартале был поддержан растущим ростом спроса со стороны домохозяйств и бизнеса, который более чем компенсировал потери в результате снижения правительственных расходов, особенно расходов в оборонной области.
Ситуация на рынке труда несколько улучшилась в последнее время. Уровень безработицы, который в апреле составил 7,5%, снизился более, чем на половину процентного пункта с прошлого лета. Кроме этого, занятость в последние полгода, не считая сельского хозяйства, росла в среднем на 200 тысяч рабочих мест в месяц, по сравнению со 140 тыс. рабочих мест в месяц в предыдущие полгода. В целом, если считать с самой нижней точки, в стране прибавилось 6 млн рабочих мест, а безработица упала на 2,5 процентных пункта, считая с ее пика.
Несмотря на такое улучшение, рынок труда остается в целом слабым: уровень безработицы до сих пор значительно выше его долгосрочных нормальных уровней, уровень долгосрочной безработицы находится на исторических максимумах, и уровень экономической активности населения продолжает снижаться. Кроме этого, почти 8 миллионов человек работают с частичной занятостью не по своему выбору, а потому что не могут найти работу с полной занятостью. Высокий уровень безработицы и неполной занятости обходится очень дорого: он не только является источником лишений для соответствующих работников и их семей, но также наносит ущерб производительному потенциалу страны в целом и ее экономики не только за счет того, что работники теряют квалификацию, но и, что особенно важно в текущий период начала трудовой деятельности молодежью, за счет того, что многие молодые люди не могут даже начать приобретать трудовые навыки и квалификацию. Потери в выпуске продукции и заработке, связанные с высокой безработицей, также снижают доходы правительства и увеличивают расходы на программы помощи людям с недостаточными доходами, что увеличивает бюджетные дефициты всех уровней и госдолг.
Инфляция потребительских цен остается низкой. Индекс цен на товары и услуги личного потребления вырос только на 1% за 12 месяцев, закончившихся в марте (по сравнению с 2,25% в предыдущие 12 месяцев). Такая низкая инфляция отчасти отражает недавнее снижение цен на энергоносители для потребителей, но и для других групп товаров и услуг она была умеренной. Тем не менее, индикаторы долгосрочных инфляционных ожиданий остаются стабильными, продолжая находиться в узком коридоре значений, наблюдаемых в последние несколько лет. В следующие несколько лет инфляция, вероятно, будет находиться на уровнях ниже или около 2%, что Федеральный Комитет по Открытым Рынкам (FOMC) считает наиболее отвечающим мандату ФРС по поддержанию максимальной занятости и ценовой стабильности.
В течение почти четырех лет с момента начала экономического роста экономику сдерживал целый ряд неблагоприятных факторов. Некоторые из них начали в последнее время рассасываться, отчасти благодаря стимулирующей монетарной политике ФРС. Стоит отметить, что за последний год окреп рынок жилья, поддерживаемый низкими ипотечными ставками и улучшением настроений потенциальных покупателей. Рост активности на рынке жилья способствует созданию рабочих мест в строительстве и смежных отраслях, таких как риэлтерские услуги, отделка и меблировка домов и т.п. Одновременно растущие цены на дома укрепляют финансы домохозяйств, что помогает поддерживать рост личного потребления.
Серьезные финансовые и бюджетные потрясения в Европе, оказывая давление на экспорт и финансовые рынки США, также ограничивали экономический рост страны в последние пару лет. Однако, начиная с прошлого лета, финансовая ситуация в еврозоне несколько улучшилась, что должно помочь смягчить замедление экономики самой Европы и уменьшить значение этих факторов для экономики США. Также условия кредитования в США для некоторых видов кредитов облегчаются по мере улучшения ситуации с банковским капиталом и качеством активов.
Бюджетная и налоговая политика
Фискальная политика на всех уровнях была и остается важной детерминантой темпов экономического роста. Федеральная фискальная политика, с учетом как принимаемых решений, так и так называемых «автоматических стабилизаторов», была во время рецессии и в начале восстановления в целом весьма экспансионистской. Однако значительная часть этого импульса была компенсирована сокращением расходов и увеличением налогов правительствами штатов и муниципалитетов, большинство из которых подпадает под требование сбалансированности бюджета, и последующим ужесточением политики на федеральном уровне. Стоит заметить, что в последние четыре года правительства штатов и муниципалитетов сократили число гражданских служащих на примерно 700 тысяч рабочих мест, а общее сокращение рабочих мест в правительственной сфере всех уровней составило более 800 тысяч. Для сравнения, за 4 года после нижней точки рецессии 2001 года, число занятых в этом секторе выросло на 500 тысяч.
В последнее время растущая экономика улучшила бюджетные перспективы местных правительств, что позволило им несколько замедлить темпы бюджетных сокращений. В то же время, однако, бюджетная политика на федеральном уровне стала значительно более жесткой. В частности, ожидается, что истечение срока действия налоговых льгот на фонд зарплаты, повышение ряда налогов, влияние установленного бюджетного «потолка» на расходы бюджета, секвестр бюджета и снижение расходов на оборону в части зарубежных военных операций совместно окажут значительное понижательное влияние на экономику в этом году. Бюджетное Бюро Конгресса (ББК) оценивает замедление роста реального ВВП в течение 2013г. в результате проводимой в настоящее время политики сокращения бюджетного дефицита примерно в 1,5% процентных пункта, относительно тех темпов, которые были бы без проведения такой политики. В этих условиях, при практически нулевых краткосрочных процентных ставках, монетарная политика не может полностью компенсировать негативный экономический фактор такого уровня.
Хотя краткосрочные ограничения бюджетных расходов были введены, гораздо меньше делается для устранения долгосрочных фискальных дисбалансов федерального правительства. На самом деле, ББК прогнозирует, что при такой политике дефицит федерального бюджета и государственный долг как процент от ВВП снова начнут расти во второй половине нынешнего десятилетия, причем в дальнейшем резко вырастут, отражая, в основном, старение нашего общества и прогнозируемое увеличение расходов на здравоохранение, а также нарастающие платежи по обслуживанию долга. Для стимулирования экономического роста и стабильности в долгосрочной перспективе жизненно важно, чтобы бюджетные власти перевели федеральный бюджет на устойчивый путь именно в долгосрочной перспективе. Важно то, что цели эффективного устранения долгосрочных фискальных дисбалансов и минимизации краткосрочных препятствий на пути экономического восстановления не являются несовместимыми. Для достижения одновременно обеих целей, Конгресс и Администрация могли бы рассмотреть замену некоторых законодательно закрепленных в настоящее время краткосрочных ограничений программами, которые снижали бы дефицит федерального бюджета на так быстро в ближайшей перспективе, но зато более существенно в долгосрочной перспективе.
Монетарная политика
При безработице выше нормального уровня и низкой инфляции, достижение максимальной занятости и ценовой стабильности – нашего двойного мандата, утвержденного Конгрессом – требует проведения достаточно стимулирующей монетарной политики. В обычных условиях FOMC обеспечил бы смягчение монетарной политики путем снижение целевой ставки на федеральные фонды, тем самым оказывая понижающее давление на процентные ставки в целом. Однако ставка на федеральные фонды и другие краткосрочные ставки денежного рынка с начала 2008 уже находятся около нуля, поэтому FOMC вынужден был применить иные инструменты монетарной политики.
Первым из таких альтернативных инструментов является «прогнозная ориентировка» (forward guidance) относительно вероятной будущей целевой ставки на федеральные фонды. Начиная с декабря, заявления Комитета, которые он делает после своих заседаний, указывают на то, что текущая целевая ставка на федеральные фонды в диапазоне от 0 до 0,25% будет сохраняться «по меньшей мере столько времени, сколько уровень безработицы будет оставаться выше 6,5%, инфляция на горизонт от года до двух будет прогнозироваться не более, чем на половину процентного пункта выше долгосрочной цели Комитета, равной 2%, а долгосрочные инфляционные ожидания остаются стабильными». Такая ориентировка подчеркивает намерение FOMC сохранять чрезвычайно мягкую монетарную политику столько, сколько требуется, для поддержания движения к максимальной занятости и ценовой стабильности.
Второй инструмент монетарной политики, который сейчас применяется – это масштабные покупки казначейских ценных бумаг и ценных бумаг ипотечных агентств, обеспеченных ипотечными закладными (MBS), с более длинными сроками до погашения. Эти покупки оказывают понижающее давление на долгосрочные процентные ставки, включая ипотечные ставки. Несколько месяцев FOMC покупает казначейские ценные бумаги с более длинными сроками до погашения на сумму 45 млрд долларов в месяц, и агентских MBS на сумму 40 млрд долларов в месяц. FOMC заявляет, что будет продолжать покупки бумаг до тех пор, пока ситуация на рынке не улучшится значительно, в контексте ценовой стабильности. FOMC также заявляет, что при определении размера, темпов и состава своих закупок активов он будет учитывать вероятную эффективность и издержки таких покупок, а также степень продвижения к своим экономическим целям.
На своем последнем заседании FOMC пояснил, что он готов увеличить или снизить темпы покупок активов, чтобы обеспечить надлежащую монетарную политику с учетом изменений ситуации на рынке труда и уровня инфляции. Соответственно, рассматривая необходимость изменения темпов закупок активов, FOMC будет продолжать оценивать степень продвижения к своим целям в свете поступающей информации. FOMC также повторил, в соответствии со своими ориентировками относительно ставки на федеральные фонды, что он ожидает, что чрезвычайно мягкая монетарная политика будет оставаться оправданной еще значительное время после завершения программы покупки активов и начала интенсификации экономического роста.
В текущих экономических условиях монетарная политика дает значительные выгоды. Низкие реальные процентные ставки помогают поддерживать расходы на товары длительного пользования, такие как автомобили, а также внесли существенный вклад в начало восстановления продаж жилья, темпов строительства и цен на недвижимость. Более высокие цены на дома и другие активы, в свою очередь, увеличили благосостояние домохозяйств и уверенность потребителей, стимулируя потребительские расходы и способствуя росту промышленного производства и занятости. Также важно, что стимулирующая монетарная политика также помогает компенсировать нарождающиеся дефляционные тенденции и удерживать инфляцию от дальнейшего падения ниже долгосрочной цели Комитета, равной 2%.
При этом FOMC отдает себе отчет, что длительный период низких ставок несет в себе определенные риски и издержки. Например, хотя низкие процентные ставки помогли создавать рабочие места и поддержали цены на дома и другие активы, те вкладчики, которые надеются на процентный доход от сберегательных счетов или правительственных облигаций, получают очень низкую отдачу на свои вложения и сбережения. Еще одна проблема, к которой мы очень серьезно относимся, это то, что очень низкие процентные ставки, если их сохранять долго, могут привести к финансовой нестабильности. Например, инвесторы или управляющие портфельными инвестициями, разочарованные низкой доходностью, могут начать «тянуться за доходностью», принимая на себя бóльшие кредитные риски, риски по срокам, или бóльший леверидж. ФРС работает над устранением риска финансовой нестабильности посредством усиления надзора, более системного подхода к надзору за финансовыми фирмами, а также работая над реализацией реформы финансовой системы с тем, чтобы сделать ее более устойчивой.
Признавая недостатки режима длительного сохранения низких ставок, FOMC активно работает над созданием экономических условий, которые бы были совместимы с устойчиво более высокими процентными ставками. К сожалению, отход от стимулирующей монетарной политики в настоящий момент с очень малой вероятностью приведет к созданию таких условий. Преждевременное ужесточение монетарной политики может привести к временному росту процентных ставок, но также несет существенный риск замедления или прекращения экономического восстановления, а также дальнейшего падения инфляции. Такие результаты ассоциируются больше с необходимостью снижения, а не повышения ставок, а также с меньшей доходностью других активов. Кроме этого, возобновление экономической стагнации и рецессии само по себе поставит под угрозу финансовую стабильность.
Так как только здоровая экономика может обеспечить устойчиво высокую реальную доходность вкладчикам и инвесторам, то наилучший способ достичь более высокой доходности в среднесрочной перспективе и далее – это чтобы ФРС, в соответствии со своим мандатом от Конгресса, обеспечивала стимулирующую монетарную политику столько, сколько требуется для достижения максимальной занятости и ценовой стабильности. Конечно, мы будем это делать с необходимым учетом эффективности и издержек, связанных с нашими действиями и инструментами, а также с учетом эволюции экономической ситуации и перспектив.
Наверх
|