Полугодовой отчет Конгрессу о монетарной политике

Выступление председателя Совета управляющих ФРС США Бена Бернанке перед Комитетом по финансовым услугам Палаты Представителей, Вашингтон, округ Колумбия
17 июля 2013г.

Назад к Речам-2013

Уважаемые члены Комитета, я рад представить Конгрессу полугодовой отчет ФРС о монетарной политике. Вначале я остановлюсь на экономической ситуации и перспективах, а затем перейду к монетарной политике. В заключение я вкратце обрисую текущее состояние реформы регулирования.

Экономические перспективы

Экономическое восстановление в течение последних кварталов продолжалось умеренными темпами, несмотря на значительное противодействие, создаваемое федеральной налогово-бюджетной политикой.

Значительную роль в экономическом росте последнего периода сыграл рынок жилья. Продажи домов, цены на дома и строительство жилья за прошедший год выросли, поддерживаемые низкими ипотечными ставками и укреплением доверия к рынку жилья и экономике в целом. Рост строительства и продаж жилья способствовали увеличению числа рабочих мест в секторе, а рост стоимости домов укрепляет финансовое положение домохозяйств и способствует росту расходов домохозяйств, снижая число домовладельцев, у которых стоимость дома все еще ниже суммы ипотечного кредита. Активность на рынке жилья, вероятно, продолжится, несмотря на недавний рост ипотечных ставок, но важно продолжать тщательно отслеживать данные по этому сектору.

Состояние рынка труда также постепенно улучшается. В июне уровень безработицы составил 7,6%, примерно на полпроцента ниже, чем в сентябре 2012г., перед началом проводимой сейчас ФРС программы покупки активов Количество рабочих мест в этом году росло в среднем на 200 тысяч в месяц, исключая сельское хозяйство. Несмотря на эти успехи, ситуация с занятостью далека от удовлетворительной, и уровень безработицы остается существенно выше долгосрочного нормального уровня. Также слишком высокими остаются уровни неполной занятости и долгосрочной безработицы.

Между тем, инфляция потребительских цен остается ниже долгосрочной цели, равной 2%. Ценовой индекс личных потребительских расходов вырос только на 1% за год, закончившийся в мае. Отчасти это отражается преходящие факторы. Индикаторы долгосрочных инфляционных ожиданий также остаются стабильными, что должно помочь вернуть инфляцию к уровням в районе 2%. Однако, FOMC отдает себе отчет, конечно, что такая низкая инфляция чревата рисками для экономических результатов деятельности, например, за счет роста реальной стоимости капиталовложений, и повышает риск дефляции. Следовательно, мы будем держать эту ситуацию также под тщательным контролем, и действовать сообразно необходимости, чтобы обеспечить возврат инфляции со временем к нашей цели 2%.

На июньском заседании FOMC мои коллеги и я предсказывали, что экономический рост ускорится в ближайшие кварталы, что приведет к постепенному прогрессу в области безработицы и инфляции, в соответствии с двойным мандатом ФРС. Конкретнее, большинство предсказывало увеличение темпов роста реального ВВП во второй половине текущего года, с постепенным достижением уровня от 2,9 до 3,6% к 2015; по безработице эти цифры были 5,8-6,2% к последнему кварталу 2015г. Инфляция же, по мнению Комиссии, постепенно достигнет 2%.

Ускорение экономического роста, предсказываемое большинством членов Комиссии, отчасти отражает их мнение, что федеральная фискальная политика со временем будет меньшим тормозом, по мере уменьшения последствий увеличения налогов и сокращения расходов. Комитет также считает, что риски для экономики со времени прошлой осени уменьшились, отражая некоторое ослабление финансового кризиса в Европе, успехи на рынке жилья и труда, упомянутые ранее, улучшение состояния бюджетов на местах, укрепление балансов домохозяйств и компаний. С учетом этого, все же остается риск, что жесткая федеральная фискальная политика будет сдерживать экономический рост в ближайшие кварталы больше, чем мы ожидаем в настоящее время, а также того, что дебаты по вопросам фискальной политики, например, по потолку госдолга, будут развиваться таким образом, что это помешает восстановлению. В более общем плане, при том, что рост пока умеренный, экономика остается уязвимой перед лицом неожиданных шоков, включая вероятность более медленного глобального экономического роста, чем это видится сейчас.

Монетарная политика

При том, что безработица еще высока и снижается медленно, а инфляция ниже долгосрочной цели Комиссии, мягкая стимулирующая монетарная политика на предсказуемое будущее останется актуальной.

В нормальных обстоятельствах основным инструментом монетарной политики ФРС является целевая ставка на федеральные фонды. Однако целевой диапазон по федеральным фондам остается около нуля с конца 2008г., его нельзя уменьшить еще. Вместо этого, мы обеспечиваем дальнейшее смягчение через два разных, но взаимодополняющих инструмента. Первый – увеличение нашего портфеля казначейских долгосрочных бумаг и ценных бумаг ипотечных агентств (MBS); в настоящее время мы покупаем их на, соответственно, 45 и 40 млрд долларов в месяц. Второй инструмент – информационные сообщения, т.н. «информация о планах» Комиссии по изменению ставки на федеральные фонды в среднесрочной перспективе.

В рамках общей политики, мы считаем, что у этих двух инструментов несколько разные функции. Мы используем покупки активов и соответствующее расширение баланса ФРС в основном для придания и поддержания краткосрочного импульса экономике, с конкретной целью достижения существенного улучшения перспектив рынка труда в контексте ценовой стабильности. Мы добились некоторого прогресса в этом, и, с учетом низкой инфляции, намереваемся продолжать покупки до того момента, когда существенное улучшение рынка труда станет реальностью. Кроме этого, даже после окончания программы покупок, ФРС будет держать купленные ценные бумаги, не выбрасывая их на рынок, и реинвестируя средства от погашения в них же, что продолжит оказывать понижающее давление на долгосрочные процентные ставки, поддержит ипотечный рынок, и поможет сделать более мягкой общую экономическую ситуацию.

Мы полагаем, что удержание краткосрочных процентных ставок около нуля, а также «информация о планах», сообщающая о наших намерениях удерживать такие низкие ставки (наш второй инструмент) помогут поддерживать в высокой степени стимулирующий характер монетарной политики длительное время после окончания программы покупок, одновременно с укреплением экономического роста и снижением безработицы. В нужном сочетании эти два инструмента могут обеспечить высокий уровень монетарного стимулирования, которое необходимо для более сильного экономического роста при ценовой стабильности.

В интересах прозрачности участники Комиссии согласились в июне, что будет полезно изложить некоторые подробности нашего хода мыслей о программе покупки активов, в частности для предоставления большего объема информации о нашей оценке достигнутых результатов, а также о вероятной траектории программы, если экономика будет развиваться согласно прогнозам. Это согласие о предоставлении дополнительной информации не является изменением политики

Решения Комиссии по программе покупки активов (и общей позиции в области монетарной политики) зависят от нашей оценки экономических перспектив и прогресса в движении к нашим целям. Конечно, экономические прогнозы должны пересматриваться по мере поступления новой информации и являются, таким образом, по необходимости временными. Как я говорил, экономические результаты, которые члены Комиссии считали наиболее вероятными в своих июньских прогнозах, включали продолжение улучшения на рынке труда, при поддержке со стороны умеренного экономического роста, который должен постепенно ускоряться в следующие несколько кварталов по мере уменьшения сдерживающего воздействия фискальных мер. Члены Комиссии также считали, что со временем инфляция вернется к уровню 2%. Если входящие данные в целом соответствовали бы этим прогнозам, мы считали, что будет целесообразно начать снижать месячные объемы покупки бумаг позднее в этом году. А если последующие данные подтвердят улучшение экономики и нормализацию инфляции, то мы собирались продолжить снижение объема покупок вплоть до полного их завершения где-то в середине следующего года. В этот момент, если бы экономика развивалась в соответствии с нашими ожиданиями, рост еще более ускорится, безработица будет в районе 7%, а инфляция приблизится к 2%. Это бы полностью соответствовало целям программы покупки активов, начатой в сентябре прошлого года.

Я подчеркиваю, что, так как наши покупки активов зависят от экономической и финансовой ситуации, в них нет никакой предопределенности. С одной стороны, если экономическая ситуация будет улучшаться быстрее ожиданий, а инфляция начнет ускоренно повышаться к нашему целевому значению, темпы покупок могут быть уменьшены быстрее. С другой стороны, если перспективы занятости станут менее благоприятными, а инфляция будет оставаться столь же низкой, или если финансовые условия – которые в последнее время ужесточились – будут рассматриваться как недостаточно стимулирующие для достижения наших целей, то текущий темп закупок может быть сохранен дольше. На самом деле, Комиссия будет готова применить все имеющиеся у нее инструменты, включая даже и увеличение темпов закупок на какой-то период, чтобы обеспечить возврат к максимальной занятости в контексте ценовой стабильности.

Как я говорил, вторым инструментом, который использует Комиссия для поддержания экономического роста, является «информация о планах» в отношении ставки на федеральные фонды. Комиссия заявляла, что она намеревается поддерживать высокий уровень монетарного стимулирования в течение долгого времени после завершения программы покупки активов и начала укрепления экономического роста. В частности, Комиссия ожидает, что текущая чрезвычайно низкая целевая ставка на федеральные фонды будет целесообразна как минимум до тех пор, пока безработица не упадет до 6,5%, а инфляция и инфляционные ожидания останутся умеренными и стабильными, как описано в заявлении FOMC.

Как я замечал уже по нескольким случаям, фраза «как минимум до тех пор, пока» является ключевым элементом «информации о планах» в отношении ставки на федеральные фонды. Эти слова показывают, что данные конкретные цифры безработицы и инфляции являются пороговыми значениями, но не триггерами. Достижение одного из них не приведет автоматически к повышению целевой ставки на федеральные фонды; скорее, это заставит Комиссию изучить, оправдано ли такое повышение с точки зрения перспектив рынка труда, инфляции, и экономики в целом. Например, если существенная часть снижения измеряемой безработицы будет сочтена отражающей циклическое снижение участия рабочей силы, а не увеличение занятости, то Комиссия вряд ли сочтет снижение безработицы до 6,5% достаточным основанием повышения целевой ставки на федеральные фонды. Аналогично, маловероятно, что Комиссия повысит ставку на федеральные фонды, если инфляция останется существенно ниже долгосрочной цели. Более того, пока максимальная занятость не будет достигнута, и инфляция будет около своего долгосрочного целевого значения при стабильных инфляционных ожиданиях, повышение целевой ставки на федеральные фонды, если и начнется, будет, по всей вероятности, весьма постепенным.

Реформа регулирования

В заключение я коротко обрисую текущее состояние реформ по снижению системного риска со стороны крупнейших финансовых фирм. Как говорил член Совета Управляющих г-н Тарулло в своем выступлении перед Комитетом Сената по банкам, жилищному рынку и градостроению на прошлой неделе, ФРС совместно с другими федеральными банковскими регуляторами в начале месяца принял окончательную редакцию положения по реализации положений Базель-3 в части реформирования капитала. Окончательное положение увеличивает количество и качество обязательного регуляторного капитала путем установления нового минимального коэффициента достаточности капитала Уровня 1, и создания буфера по сохранению капитала. Положение также содержит дополнительный коэффициента левереджа и контрциклический буфер капитала, которые применяются только к крупным транснациональным банковским организациям, в соответствии с их важностью для системы в целом. Кроме этого, ФРС предложит применять надбавки к капиталу в отношении фирм, с которыми связан наибольший системный риск, и выпустит предложение по реализации количественных требований к ликвидности по Базель-3 по мере их поэтапного внедрения в течение ближайших лет. ФРС рассматривает дальнейшие шаги по укреплению капитала крупных транснациональных банков, включая предлагаемое положение, выпущенное на прошлой неделе, по увеличению обязательного коэффициента левереджа для таких организаций.

ФРС также работает над завершением усиленных пруденциальных стандартов, описанных в пунктах 165 и 166 Закона Додда-Фрэнка. Из этих стандартов, правила по стресс-тестированию и планированию санации и ликвидации, уже действуют; мы активно занимаемся стресс-тестами и изучением планов «первой волны». В координации с другими ведомствами мы добились существенного прогресса по ключевым вопросам, относящимся к Правилу Волкера, и рассчитываем завершить эту работу к концу года.

Наконец, ФРС готовится осуществлять регулирование и надзор системно важных небанковских финансовых фирм. На прошлой неделе Совет по надзору за финансовой стабильностью обозначил две таких фирмы; он также предложил отнести к этой категории третью фирму, которая запросила слушания в Совете. Мы разрабатываем концептуальную основу такого надзора и регулирования, с возможностью корректирования в соответствии с видами деятельности, профилем риска и системной важностью каждой фирмы, в соответствии с поправкой Коллинза и прочими требованиями, действующими в рамках Закона Додда-Фрэнка.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2013  ООО "Биржевой пул" - Все права защищены.