Цифровые валюты: обновление системы или новые проблемы?

Заметки президента ФРБ Канзас-Сити Эстер Джордж
13 апреля 2020г. (на базе речи 10 февраля 2020 в Вашингтоне)

Назад к Речам-2020

Технология и инновации много раз в истории разрушали существующие стереотипы и привычки.

Мы определенно видим, что нечто подобное происходит в сегодняшней финансовой системе и в том, как она влияет на наше представление о деньгах и их роли в обеспечении платежей.

Задолго до создания Федеральной Резервной Системы в 1913 году в США уже имели место многочисленные периоды «финансового экспериментирования», если можно так выразиться. В начале 1800-х, когда коммерческие банки выпускали собственную валюту, их ценность подвергалась резким колебаниям, что создавало препятствия для обеих сторон коммерческих сделок.

Тем не менее, мотивация в создании многих из таких ранних частных валют заключалась в спросе со стороны населения, которое искало такой платежный инструмент, который бы ускорил и облегчил коммерческий оборот. Сегодня экономический пейзаж, конечно, другой, но вопрос, стоящий перед монетарными властями, имеет, как мне кажется, тот же подтекст. Новые частным образом выпускаемые цифровые валюты ставят целью встроить в цифровой мир такие деньги, которые бы обладали лучшей скоростью оборота, меньшей стоимостью, а также обеспечивали широкий доступ к ним всех желающих. Способность посылать деньги со скоростью электронной почты привлекает многих и обоснованно завоевывает все новых сторонников.

Уже не один год ФРС слышит мнение участников банковского сообщества, что платежи должны стать быстрее. Однако причина того, что процессы не ускоряются, это то, что базовая инфраструктура не устроена так, чтобы платежи были мгновенными. В результате может пройти до нескольких дней, прежде чем вы получите деньги на ваш личный счет, независимо от того, был ли платеж чеком, через АКД (автоматизированный клиринг – система электронных межбанковских переводов), картой или одним из набирающих популярность платежных приложений. Это может создавать проблемы особенно для того немалого числа американцев, которые живут от зарплаты к зарплате. Это также может стать проблемой для малых предприятий, влиять на их способность управлять денежными потоками.

Стоимость платежей – еще одна болевая точка; эта стоимость потенциально может вырасти в разы из-за посредников в платежной транзакции. Например, некоторые эмитенты цифровых валют отмечают, как им кажется, завышенные ставки межбанковских комиссий при карточных платежах (ФРБ Канзас-Сити, кстати, изучает этот вопрос более 15 лет) и привлекают коммерсантов к своим платежным средствам, как более дешевым. Также важным аспектом является расширение географического горизонта платежей. Глобализация привела к увеличению трансграничных платежей. Однако из-за ограничений, накладываемых разной инфраструктурой, валютами, стандартами, законами и регулированием в разных странах, существуют сложности в трансграничных платежах. В результате имеют значение местонахождение и юрисдикция участников платежа, и, конечно, возникает вопрос: может ли цифровая валюта преодолеть эти сложности.

Наконец, цифровые валюты представляют как средство обеспечить доступ к финансовой системе той части населения, у которой нет счета в банке. По данным Мирового Банка, 1,7 млрд человек не имеют до сих пор доступа к полезным и доступным по цене финансовым продуктам и услугам. По мере переноса торговли и платежей в цифровое поле, те люди, которые используют исключительно наличные платежи для совершения сделок, рискуют столкнуться с ограничениями в объеме сделок, которые они способны предпринимать.

Вопросы для монетарных властей

Это все вполне реальные проблемы, и цифровые валюты, видимо, вполне могут их решать. Но мы не можем закрывать глаза на то, что сегодняшние частным образом выпускаемые цифровые валюты работают в основном за пределами существующих институциональных и регуляторных рамок. Это ставит важные вопросы перед монетарными властями.

Цифровые валюты и другие частные небанковские финансовые инновации бросают вызов традиционной банковской модели бизнеса. Наша система рассматривает в настоящее время коммерческие банки как основополагающее звено, даже особое звено, нашей финансовой системы в трех аспектах. Ни одна другая категория финансовых компаний не имеет доступа к подушке безопасности, обеспечиваемой системой федерального страхования вкладов и дисконтным окном ФРС; банки подлежат регулированию и надзору, как по причине их доступа к этой системе безопасности, так и их ключевой роли в экономике; и только банки имеют прямой доступ к платежным системам ФРС.

Широкомасштабное внедрение частных цифровых валют также будет иметь воздействие на проведение монетарной политики. Если при этом значительная доля финансовых транзакций будет происходить за пределами существующей системы, то цифровые валюты могут стать проблемой для сложившейся операционной практики. Например, Федрезерв реализует монетарную политику через взаимодействие с ограниченным числом первичных дилеров. Такая централизованная структура может оказаться под ударом, если разовьется децентрализованное платежное средство, обеспечивающее финансовое урегулирование сделок за пределами рынков, на которых работают первичные дилеры.

Кроме этого, одной из основных функций центрального банка является обеспечение ликвидности в периоды кризисов. Но без четко определенного набора контрагентов выгоды от этого могут быть ограниченными. В более общем плане распространение цифровых валют может сделать проблематичным способность центральных банков достигать своих долгосрочных макроэкономических целей, вплоть до того, что это может свести на нет способность монетарной политики влиять на широкие финансовые условия, с которыми имеют дело домохозяйства и бизнес.

Наконец, стабильность финансовой системы имеет основополагающее значение для способности центральных банков достигать своих целей. От событий, которые вызывают потерю доверия, или провоцируют классическую панику и «бегство от банков», может не найтись надежного средства в существующем арсенале монетарной и регуляторной политики, в том числе может оказаться бесполезным и дисконтное окно ФРС.

Как центральные банки решают эти проблемы?

Ускорение перемен, конечно, оказывает влияние на финансовые системы во всем мире, а также на то, как центробанки ведут свои дела, чтобы обеспечить достижение поставленных перед ними целей. Банк Международных Расчетов (BIS) организовал Инновационный Хаб, где центробанки мира могут сотрудничать и экспериментировать. Кроме того, более 50 центральных банков работают над проблематикой цифровых валют, по данным BIS. Такие страны, как Швеция и Уругвай, проводят испытания прототипов цифровых валют.

Хотя у ФРС нет планов выпускать цифровую валюту, мы тщательно отслеживаем и изучаем происходящее в мире в этой сфере. Более насущным приоритетом является модернизация наших собственных платежных систем, чтобы удовлетворить спрос на надежные платежи в реальном времени. Мы в настоящее время разрабатываем новую розничную платежную систему под названием FedNow, на которой будет основано широкое распространение более быстрых платежей в США. Этот сервис будет работать совместно с сервисами частного сектора, чтобы обеспечить, в реальном времени и по каждому отдельному платежу, расчеты по межбанковским обязательствам дебетованием и кредитованием балансов банков на их счетах в Резервных Банках, одновременно обеспечивая встроенный клиринг, что позволит осуществлять более быстрые платежи между контрагентами. Мы думаем, что сервис FedNow сможет ответить на запрос со стороны общества на платежную инфраструктуру для платежей в реальном времени.

Касательно затрат, связанных с платежами через сегодняшние платежные системы, то центральные банки решают это разными путями. Некоторые страны позволяют центробанкам и другим государственным структурам непосредственно регулировать систему платежей, и часто имеют полномочия регулировать даже конкретные ставки комиссий по платежам. ФРС оперирует системами розничных платежей, чтобы достичь своих целей эффективности, доступности и безопасности.

Наконец, доступ к финансовым сервисам остается важной целью политики. Это важное соображение также и для США, хотя доступ к технологиям сам по себе был отмечен как важный барьер: у 45% людей, не имеющих счета в банке, нет ни смартфона, ни домашнего Интернета. Это значит, что они не смогут пользоваться новыми платежными решениями. Обеспечение основополагающей инфраструктурой, такой как широкополосный Интернет, будет насущной задачей. Федрезерв считает такие инвестиции приоритетными, в том числе в рамках Закона о реинвестициях в местные сообщества (Community Reinvestment Act).

Перевод платежей в цифровую сферу, новые участники и новые бизнес-модели будут и впредь «созидательно разрушать» и переформатировать индустрию финансовых услуг. У цифровых валют вполне может оказаться достаточный потенциал, чтобы ликвидировать существующие болевые точки в платежной системе. Одновременно, однако, мы не должны забывать уроки прошлого.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2020