Текущие экономические проблемы
Речь председателя Совета Управляющих ФРС США
Джерома Пауэлла
в Питерсоновском Институте Международной Экономики, Вашингтон, округ Колумбия
13 мая 2020г.
Назад к Речам-2020
|
Коронавирус оставил разрушительные последствия, как гуманитарные, так и экономические, на своем пути, распространяясь по земному шару. Это глобальный кризис в сфере охраны здоровья людей, и труженики здравоохранения находились и находятся на переднем крае, демонстрируя мужество и решимость, и заслуживая нашу благодарность и признательность. То же можно сказать и о многих тружениках жизненно важных отраслей, которые рискуют каждый день ради охраны нашего здоровья.
Как нация, мы временно прекратили многие виды экономической и социальной деятельности, чтобы замедлить распространение вируса. Некоторые сектора экономики были, по сути, закрыты с середины марта. Люди перевели свои жизни в режим ожидания, принося огромные жертвы, чтобы защитить не только свое здоровье и здоровье своих близких, но и соседей, и более широкое сообщество. Хотя мы все затронуты этими событиями, наиболее тяжелое бремя упало на наименее способных его выносить.
Масштаб текущего спада не имеет прецедента в современной истории, он значительно серьезнее, чем любая рецессия со времен Второй мировой войны. Мы наблюдаем резкое снижение экономической активности и занятости; вся прибавка рабочих мест за последнее десятилетие снова потеряна. С момента прихода пандемии, всего два месяца назад, уже более 20 миллионов потеряли работу. Опрос ФРС, который будет опубликован завтра, отражает схожие для многих людей результаты: среди людей, которые работали в феврале, почти 40% из тех, доход которых на семью не превышал $40 тысяч в год, потеряли работу в марте. Такой экономический удар вызвал страдания, которые трудно выразить в словах, ведь жизнь этих людей буквально перевернулась, причем в условиях большой неопределенности в отношении будущего.
Этот кризис отличается от тех, которые были до него. В ранний послевоенный период рецессии иногда были связаны с циклически высокой инфляцией, после чего ФРС повышал ставки. Более низкие уровни инфляции последних десятилетий привели к серии длинных периодов роста, который часто сопровождался накоплением дисбалансов со временем — цены активов достигали непомерных уровней, например, или важные сектора экономики, такие как жилищное строительство, переживали слишком активный бум, который невозможно было поддерживать долгое время. Текущий спад уникален тем, что он вызван вирусом и мерами по сдерживанию его распространения. Высокая инфляция на этот раз не является проблемой. Не существует угрожающего «пузыря», который угрожает лопнуть, и нет неустойчивого роста какой-либо отрасли, грозящего крахом. Причиной является вирус, а не стандартные «подозреваемые» - следует помнить об этом, когда мы принимаем меры по преодолению этого кризиса.
Сегодня я коротко расскажу о мерах, предпринятых на сегодняшний день для компенсации экономического воздействия вируса, и о планах на будущее.
Правительства во всем мире приняли оперативные меры для поддержания трудящихся, потерявших доход, и предприятий, которые вынуждены были закрыться или столкнулись с резким падением спроса. Ответ здесь, в Соединенных Штатах, был особенно быстрым и энергичным.
На сегодня Конгресс выделил примерно $2,9 триллиона на фискальные меры поддержки домохозяйств, бизнеса, работников здравоохранения, правительств штатов и муниципалитетов—около 14% валового внутреннего продукта. Если экономическое потрясение от коронавируса, по всей видимости, станет крупнейшим в истории, то и фискальный ответ был самым быстрым и мощным из всех в послевоенной истории.
Мы в ФРС также предприняли беспрецедентно быстрые и энергичные меры. После оперативного снижения ставки на федеральные фонды практически до нуля мы обратились к целой серии дополнительных мер для обеспечения потока кредита в экономику, которые можно сгруппировать по четырем направлениям. Первое, прямые покупки Treasuries и ипотечных бумаг квази-государственных структур, чтобы восстановить функционирование этих критически важных рынков. Второе, меры по предоставлению ликвидности и финансирования, включая дисконтное окно, расширенные своп-линии с иностранными центральными банками, и несколько программ при поддержке Казначейства по поддержанию бесперебойного функционирования денежных рынков. Третье, при дополнительной поддержке Казначейства, программы по более прямому направлению потока кредита домохозяйствам, бизнесу, правительствам штатов и муниципалитетов. И четвертое, временные регуляторные корректировки, чтобы мотивировать банки расширить свои балансы с целью поддержания своих клиентов из числа домохозяйств и бизнеса.
ФРС предпринимает такие меры только в чрезвычайных обстоятельствах, как те, которые мы наблюдаем сейчас. Например, наше право предоставлять кредит непосредственно нефинансовым предприятиям и правительствам штатов и муниципалитетов существует только в «необычных и критических обстоятельствах», и только с согласия министра финансов. Когда кризис закончится, мы уберем из нашего арсенала эти инструменты.
Хотя экономическая реакция была своевременной и достаточно большой, это может быть еще не окончательной главой, с учетом, что выход из кризиса связан с большой неопределенностью и существенными рисками. Экономические прогнозы и в лучшие времена достаточно неопределенны, а сегодня вирус ставит новый набор вопросов: Как быстро и надежно он будет взять под контроль? Можно ли избежать новых вспышек по мере отхода от таких мер, как социальное дистанцирование? Сколько времени потребуется, чтобы вернулась прежняя уверенность потребителей и нормальные нормы потребления? И каков будет масштаб и время новых методов лечения, тестирования, или вакцинирования? Ответы на эти вопросы во многом определят этапы и скорость экономического восстановления. Так как в настоящее время ответы на эти вопросы нельзя знать, политика должна быть готова к некоторому диапазону возможных сценариев.
В целом ответ в плане монетарной политики на данный момент обеспечил некоторую меру облегчения и стабильности, и даст опору восстановлению, когда оно начнется. Но этот коронавирусный кризис ставит также и некоторые более долгосрочные проблемы. История показывает, что глубокие и длительные рецессии могут наносить долгосрочный ущерб продуктивной способности экономики. Банкротства домохозяйств и бизнесов (которых можно было бы избежать) могут годами висеть тяжким грузом на экономическом росте. Длительная безработица может нанести ущерб или полностью поставит крест на трудовой карьере работников, так как их рабочие навыки утрачиваются или устаревают, профессиональные связи обрываются. Семьи погружаются в большие долги. Потеря тысяч малых и средних предприятий по всей стране приведет к разрушению дела всей жизни, семейных традиций многих руководителей бизнеса и сообществ, и ограничит силу и энергию восстановления, когда придет его время. А такие предприятия являются главным источником создания рабочих мест, то есть того, что нам крайне будет нужно по мере возвращения людей к труду. Длительная рецессия и слабое восстановление может также ослабить мотивацию инвесторов и бизнеса к расширению, тем самым еще более ограничивая возможности экономики по возвращению рабочих мест, росту капиталовложений и технологическим инновациям. Результатом может стать длительный период низкого роста производительности и стагнирующих доходов.
Нам следует сделать все возможное, чтобы избежать такого сценария, и это может потребовать дополнительных политических мер и средств. Мы в ФРС будем продолжать использовать наш инструментарий в полной мере до окончания кризиса и начала активного экономического восстановления. Напомню, однако, что у ФРС есть полномочия по кредитованию, но не по расходованию. Заем по одной из программ ФРС может стать мостиком к ликвидности, чтобы пережить временные сбои, и эти займы помогут многим заемщикам пережить текущий кризис. Но для того, чтобы восстановление набрало обороты, потребуется время, а с течением времени проблемы ликвидности могут превратиться в проблемы платежеспособности. Дополнительная фискальная поддержка может быть недешевой, но это стоит того, если удастся избежать долгосрочного экономического ущерба и добиться более энергичного восстановления. Этот вопрос - к нашим избранным представителям, которые обладают полномочиями по налогообложению и расходованию средств.
Спасибо за внимание.
Наверх
|