Отчет Конгрессу о монетарной политике
председателя Совета Управляющих ФРС США
Джерома Пауэлла
(краткое изложение)
12 июня 2020г.
Назад к Речам-2020
|
Вспышка Ковид-19 вызвала огромные человеческие и экономические трудности как в США, так и в мире. Вирус и меры, принимаемые для защиты населения от него, стали причиной резкого снижения экономической активности и роста безработицы, которая непосредственно перед этим была на самом низком за 50 лет уровне, а выросла до рекордных значений за послевоенное время. Слабеющий спрос и существенно упавшие цены на нефть сдерживают инфляцию потребительских цен. Сбой в экономической деятельности в нашей стране и за рубежом оказал большое влияние на состояние финансов и нанес ущерб кредитованию домохозяйств и бизнеса. В ответ на эти события ФРС быстро понизил свою монетарную ставку практически до нуля, чтобы поддержать экономическую активность, и предпринял ряд экстраординарных мер для стабилизации рынков и кредитования сообществ, домохозяйств и бизнеса. Финансовые условия улучшились, отчасти отражая эти меры монетарной политики по поддержанию экономики и кредитования. ФРС привержена использованию всего набора своих инструментов для цели поддержания экономики США в это трудное время, тем самым обеспечивая возврат к максимальной занятости и ценовой стабильности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
Экономическая активность. В ответ на вспышку Ковил-19 были приняты защитные меры, такие как социальное дистанцирование. В результате, фактически были закрыты целые сферы экономики, что привело к беспрецедентному спаду экономической активности и росту безработицы. Хотя меры во многих местах не были введены до конца марта, реальные расходы на личное потребление (PCE, personal consumption expenditures) упали на 6,7% в марте и 13,2% в апреле. По предварительным данным, расходы в мае выросли, но падение в апреле гарантирует общее падение PCE за 2 квартал.
Точно так же, в сфере жилищного строительства продажи жилья и его строительство в апреле значительно снизились, причем падение близко к рекордным цифрам; и определило слабый спрос и высокую неопределенность, которые, в свою очередь, заставили многих инвесторов отложить или совсем отменить инвестиционные планы. Эти данные, вместе с другой информацией, предполагают, что ВВП во 2 кв. значительно снизится после спада на 5% (годовых) в 1 кв. 2020г.
Рынок труда. Особенно заметны были последствия пандемии на рынке труда. Начиная с февраля, работодатели сократили почти 20 млн рабочих мест, что свело на нет 10 лет роста. Уровень безработицы скакнул с 3,5% в феврале до 14,7% в апреле, слегка понизившись затем до 13,3%. Самые серьезные последствия сокращения рабочих мест были в малооплачиваемых секторах и в социо-экономических группах населения, которые в основном занимаются малооплачиваемым трудом.
Инфляция. Инфляция потребительских цен резко замедлилась. Изменение индекса цен за 12 месяцев для PCE составило всего 0,5% в апреле. Если исключить цены на продукты питания и энергоносители (т.н. базовая инфляция, которая исторически была лучшим показателем того, куда движется инфляция, чем общая цифра), то этот индекс упал с 1,8 в феврале до 1,0 в апреле. Это замедление отражает месячные показатели за март и апрель, которые были особенно низкими из-за большого падения цен в некоторых категориях, непосредственно затронутых мерами социального дистанцирования. Общая инфляция также оставалась низкой из-за падения цен на энергоносители, которые более чем компенсируют рост цен на продукты питания. Несмотря на резкое замедление инфляции, опросы показывают, что долгосрочные ожидания остаются стабильными на сравнительно низких уровнях. Однако рыночные индикаторы компенсации инфляции снизились до почти рекордных значений.
Финансовые условия. В конце февраля и в течение почти всего марта, по мере распространения коронавируса, цены акций рухнули, и номинальные доходности казначейских облигаций США (US Treasuries) также существенно упали, по долгосрочным бумагам до рекордно низких значений. Спреды между доходностью корпоративных бондов со сравнимыми казначейскими бондами существенно расширились, по мере снижения кредитного качества компаний и сбоев в функционировании рынка; кроме того, кредиты были недоступны для большинства фирм, особенно с рейтингом ниже инвестиционного. В самую острую фазу этого периода торговля стала крайне неликвидной, а некоторые критически важные рынки перестали нормально функционировать.
Потребительское кредитование также упало по мере снижения расходов. Несколько рынков, поддерживающих потребительское кредитование, испытало в этот период серьезный стресс, включая рынок MBS (ценных бумаг квази-государственных структур типа Fannie Mae или Freddie Mac, обеспеченных пакетами ипотечных кредитов -
fedspeak), а также рынки секьюритизации студенческих, карточных и автокредитов. В ответ ФРС предприняла беспрецедентные меры для восстановления бесперебойного функционирования рынков и поддержания кредитования экономики, включая создание ряда программ по предоставлению кредита и ликвидности. Эти действия, наряду с энергичной бюджетно-налоговой политикой, обеспечили заметное улучшение финансовых условий как для фирм, так и для домохозяйств и местных органов власти. Но даже с учетом этого, стандарты кредитования стали жестче как для фирм, так и для домохозяйств, особенно с низкими кредитными рейтингами.
Финансовая стабильность. Пандемия резко оборвала целые области экономической деятельности, вызвала перебои в финансовой сфере. Несмотря на возросшую устойчивость благодаря финансовым и регуляторным реформам после 2008 года, уязвимости финансовой системы, особенно связанные с ликвидностью и трансформацией сроков погашения в небанковском финансовом секторе, усилили неблагоприятное экономическое воздействие пандемии. Соответственно, мы ожидаем, что уязвимость финансового сектора будет в ближайшем будущем существенной. Стресс, испытываемый бизнесом и домохозяйствами, начиная с марта, отразится на финансовом секторе. ФРС, по согласованию с министром финансов, создала новые программы кредитования и предоставления ликвидности для смягчения серьезных шоков для финансовых рынков и обеспечения кредитования бизнеса, домохозяйств и местных органов власти. Более того, ввиду того, что зарубежные финансовые трудности грозили отразиться на США, ФРС и несколько центральных банков расширили и укрепили своп-линии долларовой ликвидности. Дополнительно, ФРС скорректировала свои регулятивные и надзорные требования к банкам.
Международный аспект. Ковид-19 и меры по борьбе с эпидемией оказали разрушительное воздействие на мировую экономику. Как результат широкого и строго обязательного закрытия массы предприятий, данные показывают, что экономическая активность в мире в 1 п/г испытала резкое и синхронное сокращение больших масштабов, чем во время последнего глобального финансового кризиса. Закрытие не жизненно важных отраслей и сокращение потребительского спроса способствовало спадам на рынках труда и дефляционным тенденциям. В отличие от предыдущих рецессий, сфера услуг пострадала больше производственных отраслей, т.к. ограничения на передвижение ударило по транспорту, туризму, общепиту и сфере развлечений. На этом фоне иностранные правительства и центральные банки реагировали быстро и энергично, чтобы поддержать доходы, улучшить рыночную ликвидность и предоставление кредита. В последнее время экономическая активность начала оживать после смягчения ограничений.
Быстрое распространение Ковид-19 повысило глобальные риски, а также бегство от них, причем на многих иностранных финансовых рынках финансовый стресс усилился, а условия ликвидности ухудшились. Активная позиция фискальных и монетарных властей США и других стран, однако, помогла отчасти вернуть уверенность и улучшить функционирование рынков. В целом, финансовые условия за рубежом остаются более напряженными, чем в начале года, особенно в некоторых развивающихся экономиках. С февраля фондовые рынки просели, суверенные процентные ставки на периферии еврозоны несколько выросли, спреды между государственными и корпоративными бумагами в развивающихся странах существенно выросли. Во многих развитых странах долгосрочные процентные ставки достигли исторических минимумов.
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
Смягчение монетарной политики. В свете воздействия Ковид-19 на экономическую активность и риски для прогноза, FOMC быстро понизил целевую ставку на федеральные фонды. Конкретно, на двух заседаниях в марте ставка была снижена на 1,5 проц. пункта до диапазона 0-0,25%, который остается и сейчас. Комитет планирует сохранять эту ставку до тех пор, пока не будет уверен в том, что экономика оправилась от последних событий и встала на путь к достижению максимальной занятости и ценовой стабильности. Комитет будет продолжать анализ информации и применит весь инструментарий в его распоряжении для поддержки экономики в случае необходимости.
Гарантирование функционирования рынков. Функционирование многих рынков ухудшилось в конце февраля-марте, включая ключевые рынки казначейских бумаг и рынков MBS (ипотечных бумаг). ФРС предприняла серию мер для решения этих проблем. FOMC объявил, что будет покупать казначейские бумаги и MBS в таких количествах, каких необходимо для бесперебойного функционирования рынка и эффективной реализации мер монетарной политики в широкой финансовой сфере. Деск по операциям на открытом рынке ФРБ Нью-Йорка начал предлагать сделки репо в крупных масштабах. ФРС координирует усилия с другими центральными банками для увеличения предложения ликвидности посредством постоянно действующих соглашений о своп-линиях долларовой ликвидности, а также организовал такие же временные линии с рядом дополнительных центральных банков. Также ФРС создал временную программу репо для иностранных и международных монетарных властей. (Отдельно, Совет Управляющих создал несколько программ при поддержке Казначейства для прямого кредитования экономики.) С момента объявления об указанных программах функционирование рынков казначейских бумаг и MBS постепенно улучшилось. Как отражение всех этих мер размер баланса ФРС существенно увеличился.
Программа «Федрезерв слушает» (Fed Listens). ФРС опубликовал отчет о своей инициативе под вышеуказанным названием. Эта программа – часть более широкой работы по рассмотрению стратегии монетарной политики, инструментов и коммуникационной практики Федрезерва, которые он использует для достижения законодательно установленного двойного мандата по достижению максимальной занятости и ценовой стабильности. Ключевой компонент этого рассмотрения – серия публичных слушаний, нацеленных на консультации с широким кругом заинтересованных в экономике США лиц по вопросам, относящимся к указанному двойному мандату ФРС.
ОСОБЫЕ ВОПРОСЫ
Неравенство при сокращении рабочих мест во время пандемии. Ухудшение условий на рынке труда было резким, широким и сильным. В то же время работники некоторых отраслей, видов работы и демографических групп испытали более сильные сокращения, чем другие. Хотя неравные условия часто возникают во время рецессий, в данном случае свою роль сыграли уникальные факторы, присущие пандемии. Потеря работы особенно сильно коснулась низкооплачиваемые категории должностей, а также социо-экономические группы, которые в непропорционально большом количестве задействованы на таких должностях.
Малый бизнес и Ковид-19. Малый бизнес обеспечивает почти половину рабочих мест в частном секторе и играет ключевую роль в местных сообществах. Пандемия представляет собой риск для самого выживания многих малых предприятий. Их широкое банкротство неблагоприятно изменит экономический ландшафт местных сообществ и потенциально замедлит экономическое восстановление и рост производительности труда в будущем. Конгресс, ФРС, другие федеральные ведомства предпринимают энергичные усилия по поддержке малого бизнеса.
Федеральная бюджетно-налоговая политика и Ковид-19. Экономические последствия пандемии были исторически крупнейшими, и суммы, выделенные фискальными властями в ответ, были самыми крупными, и были выделены в кратчайшие сроки с послевоенного времени. Те законодательные акты, которые были приняты с момента начала эпидемии, как ожидается, увеличат расходы и сократят налоговые поступления почти на 2 трлн долларов в текущем финансовом году.
Реакция на Ковид-19 в других странах. Власти многих зарубежных стран приняли меры монетарного, бюджетно-налогового и регуляторного характера для смягчения последствий пандемии. Крупные суммы направляются на поддержание выпадающих доходов населения и бизнеса. Центробанки предпринимают скупку суверенных и частных облигаций, восстанавливая функционирование финансовых рынков и поддерживая кредитование населения и бизнеса. Регуляторные изменения направлены на то, чтобы банки могли выдержать убытки, вытекающие из кризиса, одновременно обеспечивая в нужном размере кредитование бизнеса и населения.
Наверх
|