Во многих отношениях эта рецессия уникальная. Ее причина не в экономике, а во внешнем шоке, а именно в пандемии КОВИД. Это определило, что пострадали в основном отрасли услуг, в которых заняты низкооплачиваемые работники. Также особенностью является то, что затронуты практически все страны; это может стать причиной потенциально разрушительных последствий для торговли и международных инвестиций.
Так как рецессия во многом беспрецедентна, прогнозировать восстановление трудно. Наиболее важным фактором является развитие пандемии. Как Бернанке, так и Йеллен состоят в комитетах отдельных штатов по открытию экономики после пандемии, и видят трудности процесса своими глазами.
Если удастся взять пандемию под контроль, то экономика восстановится. Однако ход восстановления может быть медленным и неровным по ряду причин. Во-первых, граждане и компании будут некоторое время осторожны, увеличат сбережения, сократят расходы. Во-2, останутся последствия – закрытые предприятия, снижение квалификации безработных. В-3, потребуется некоторая реструктуризация экономики, чтобы, например, занять персонал исчезнувших предприятий в других отраслях. Все это потребует времени и денег.
Что сделано Федрезервом
(В области монетарной политики - перечисление программ и т.п.; см. например, выступление Дж. Пауэлла)
Федрезерв может сделать больше: усилить опережающее информирование (например, четко обозначив экономические условия, которые должны быть достигнуты, прежде чем он начнет поднимать ставку); начать контролировать кривую доходности (например, поддерживая ставку на 2-летние казначейские облигации на необходимом уровне).
(За пределами монетарной политики)
1. ФРС стал маркет-мейкером последней инстанции – на рынке репо (еще с сентября 2019), на рынках Treasuries и MBS с марта.
2. Выполнял классическую роль кредитора последней инстанции.
3. Роль кредитора последней инстанции для нефинансового сектора, на основании пункта 13(3) Закона о Федрезерве (чрезвычайные обстоятельства).
Кроме прочих, Федрезерв создал программу «Мейн Стрит» (MSLP) для кредитования среднего бизнеса. Эта программа отличается от всего, что ФРС делал раньше, и пока рано оценивать ее результаты.
4. Регуляторные функции: Федрезерв стимулировал банки работать с кредиторами, пострадавшими от кризиса; ограничил выплату дивидендов (но не запретил совсем; возможно, придется это делать позже); запретил выкуп своих акций.
Однако, как часто повторяет Дж. Пауэлл, Федрезерв может кредитовать, но не может тратить.
Отсюда роль для фискальной политики
Реакция со стороны фискальной политики пока была достаточно эффективна – достаточно упомянуть дополнительные выплаты по безработице или программу Администрации малого бизнеса «Защита зарплаты» (PPP).
Однако некоторые программы скоро заканчиваются, и нужны новые действия.
Рекомендации Бернанке и Йеллен Конгрессу:
1. Конгрессу следует разработать план в медицинской области: поддержка исследований, увеличение тестирования, увеличение мощностей больниц, создание необходимых запасов; а также поддержать местные власти в безопасном открытии школ, общественного транспорта, бизнеса. «Ничего нет важнее для экономического восстановления, чем улучшения здоровья нации и системы здравоохранения. Инвестиции в эту область окупятся сторицей».
2. Продлить увеличенные пособия по безработице (введя, возможно, некоторые поправки, чтобы не мотивировать работников сидеть на пособии вместо выхода на работу, когда будет можно), усилить финансирование других программ, например, талонов на бесплатное питание. Важное предложение: Бернанке и Йеллен предлагают создать автоматическое правило («автоматический стабилизатор»), привязав выплату дополнительных пособий и других льгот к уровню безработицы, чтобы оно работало и в будущем.
3. Конгресс должен поддержать местные власти (штаты и муниципалитеты), которые лишились поступлений и будут вынуждены сокращать сотрудников и уровень оказываемых услуг, тогда как они находятся на острие борьбы.
Бернанке и Йеллен отмечают, что следование их советам еще больше увеличит и так рекордный дефицит федерального бюджета. Но при таких низких ставках, причем надолго, они не считают, что заботы о бюджете и долге должны быть приоритетом. Приоритет должен быть отдан борьбе с пандемией и ее экономическими последствиями.
Наверх
|