Экономические перспективы США и монетарная политика

Речь члена СУ ФРС Ричарда Клэриды На ежегодном (2020) собрании Института международных финансов, г. Вашингтон (округ Колумбия)
14 октября 2020г.

Назад к Речам-2020

Текущая экономическая ситуация и перспективы

В первой половине года пандемия КОВИД-19 и усилия, предпринятые по ее сдерживанию, нанесли жестокий удар по экономике США, самый серьезный со времен Великой Депрессии. Валовый внутренний продукт (ВВП) во 2-м квартале обрушился почти на 32% (в годовом выражении), и более 22 миллионов человек поетряли работу в марте и апреле. Эта рецессия была самой глубокой в послевоенной истории; но она также может войти в анналы как самая краткая рецессия в истории США. Макроэкономические данные с мая были на удивление хорошими, а ВВП вырастет в 3-м квартале, согласно оценкам, на 25-30% в годовом выражении. Это особенно замечательно потому, что это происходит на фоне всплеска новых случаев КОВИД-19 в ряде городов США и одновременного выравнивания ряда высокочастотных индикаторов активности, за которыми мы наблюдаем, чтобы отслеживать влияние вируса на экономическую активность.

Хотя расходы на многие услуги продолжают отставать, рост ВВП имеет широкий характер и отмечается в потреблении товаров, жилищном секторе и инвестициях. Эти компоненты совокупного спроса выиграли от сильной фискальной поддержки, включая Программу Защиты Зарплаты (РРР) и увеличенные пособия по безработице, а также от низких процентных ставок и усилий Федрезерва по поддержанию кредитования домохозяйств и бизнеса. На рынке труда около половины из 22 млн рабочих мест, потерянных весной, было восстановлено, а уровень безработицы упал с апреля почти на 7 процентных пунктов до 7,9% по состоянию на сентябрь.

Я хочу напомнить, что весной многие спрашивали, какую пользу могут принести снижение ставки, опережающее информирование, покупка активов и программы кредитования в экономике, где люди боятся покупать машины или строить дома, и в которой компании не инвестируют в основной капитал. Так вот, данные показывают, что с низкими ставками, доступным кредитом, и доходом, поддержанным помощью фискальных властей, они – по крайней мере пока – строят таки дома, покупают машины и заказывают оборудование и программное обеспечение. Тем не менее, конечно КОВИД-19 погрузил экономику в глубокую депрессию, и потребуется время, возможно еще год, чтобы уровень ВВП полностью восстановился до своего предыдущего пика 2019 года. Скорее всего, еще больше времени потребуется для снижения безработицы до уровня, соответствующего нашему мандату по достижению максимальной занятости. Однако я подчеркну, что базовые прогнозы Комитета, суммированные в последнем Своде экономических прогнозов, предполагают сравнительно быстрое возвращение уровням занятости и инфляции, соответствующим мандату, по сравнению с восстановлением после Глобального финансового кризиса (ГФК). В частности, медиана прогнозов участников FOMC указывает, что к концу 2023, т.е. немногим более, ем через 3 года, уровень безработицы упадет до 4%, а инфляция по индексу PCE (расходы на личное потребление) вернется к 2%. После ГФК потребовалось более 8 лет, чтобы вернуть занятость и инфляцию к подобным уровням. Но я хочу также признать, что экономические перспективы обычно имеют степень неопределенности, и кроме этого, окончательная траектория, по которой будет развиваться экономика, будет зависеть от установления контроля за вирусом, норм социального дистанцирования, а также усилий по преодолению пандемии.

Решения сентябрьского заседания FOMC и новая концепция монетарной политики

На нашем сентябрьском заседании FOMC Комитет внес важные изменения в наш меморандум о стратегии монетарной политики, что внесло коррективы в наше опережающее информирование о будущей траектории ставки на федеральные фонды, а также предоставило беспрецедентную информацию о нашей политике реагирования. Мы указали на то, что при инфляции, упорно находящейся ниже 2%, наша политика будет нацелена на достижение инфляции, которая бы поддерживала инфляционные ожидания хорошо закрепленными на нашем долгосрочном целевом уровне 2%. Мы сказали, что мы собираемся поддерживать стимулирующую монетарную политику до тех пор, пока не будет достигнута такая инфляция, а также соответствующая мандату занятость, и что мы считаем надлежащим удерживать целевой уровень по ставке на федеральные фонды в диапазоне 0-0,25% до тех пор, пока состояние рынка труда не достигнет оценки Комитетом максимальной занятости, инфляция не поднимется до 2%, и пока инфляция не будет умеренно превышать 2% в течение некоторого периода времени. Мы также указали, что Федрезерв будет в ближайшие месяцы продолжать наращивать на своем балансе казначейские облигации и ипотечные ценные бумаги по меньшей мере текущими темпами, чтобы поддержать бесперебойное функционирование рынка и обеспечить стимулирующие финансовые условия, тем самым поддерживая кредитование домохозяйств и бизнеса.

Сентябрьское заседание FOMC было первым с момента, когда Комитет утвердил наш новый «Меморандум о долгосрочных целях и стратегии монетарной политики». Изменения, которые мы внесли в заявление после сентябрьского заседания, приводят наше информирование о монетарной политике в соответствие с этой новой концепцией. В нашей новой концепции мы признаем, что в будущем решения по монетарной политике будут основываться на оценке Комитетом «отклонений в худшую сторону занятости от своего максимального уровня», а не просто «отклонений». Такая формулировка означает, что в будущем низкий уровень безработицы сам по себе не будет достаточным триггером для ужесточения монетарной политики в отсутствие других указаний на то, что есть риск, что инфляция может выйти из уровня, диктуемого нашим мандатом. Относительно нашего мандата по поддержанию ценовой стабильности, хотя наш новый меморандум сохраняет определение долгосрочной инфляция как уровень 2%, в нем повышается важность – проблема – удержания инфляционных ожиданий устойчиво закрепленными на 2% в условиях, когда при спадах существует фактическая нижняя граница ставки на федеральные фонды. Для этой цели новый меморандум содержит мнение Комитета, что для закрепления ожиданий на уровне 2%, соответствующем ценовой стабильности, он «будет стремиться достичь инфляции, которая бы составляла в среднем 2% за некоторый период времени», а также – в том же предложении – что поэтому «после периодов, когда инфляция составляла устойчиво меньше 2%, надлежащая монетарная политика будет, по всей вероятности, заключаться достижении инфляции, умеренно выше 2% в течение некоторого времени». Как сказал председатель Пауэлл в речи в Джэксон-Холе, мы считаем это эволюцией от «гибкого инфляционного таргетирования» к «гибкому средне-инфляционному таргетированию». Тогда как эта концепция представляет собой эволюцию нашей стратегии монетарной политики, эта стратегия подчинена целям двойного мандата монетарной политики, предписанного Федрезерву Конгрессом, а именно максимальной занятости и ценовой стабильности, который остается неизменным.

Заключение

Тогда как экономическое восстановление после весеннего спада было энергичным, давайте не будем забывать, что полное экономическое восстановление от рецессии в результате пандемии еще далеко от завершения. Хотя уровень безработицы резко снизился с апреля, он остается высоким (7,9%), и был бы еще на 3 п.п. выше, если бы участие населения в рабочей силе оставалось на уровне февраля 2020. Кроме этого, несмотря на недавнее повышение, инфляция все еще остается ниже долгосрочной цели 2%. Потребуется некоторое время, чтобы вернуться к уровням экономической активности и и занятости, наблюдавшиеся на пике бизнес-цикла в феврале, и потребуется дополнительная поддержка со стороны монетарной, и скорее всего также фискальной, политики. Говоря от лица Федрезерва, я могу заверить вас, что мы готовы использовать все имеющиеся у нас инструменты для поддержания экономики, чтобы обеспечить как можно более быстрое и энергичное восстановление в этот трудный период.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2020