Роль финансовых организаций в решении проблем, связанных с изменением климата
Выступление члена Совета Управляющих ФРС США
Лаел Брейнард
на конференции Института Международных Финансов, Вашингтон
18 февраля 2021г.
Назад к Речам-2021
|
Благодарю Институт Международных Финансов за приглашение на конференцию. Изложенные здесь взгляды являются моими собственными и не обязательно отражают официальную позицию ФРС или FOMC.
Климатические изменения уже заставляют платить значительную экономическую цену, и по прогнозам окажут глубокое влияние на экономика в нашей стране и других странах. Будущее финансовое и экономическое воздействие будет зависеть от частоты и характера климатических событий, и также от скорости и характера перехода стран к «зеленой» экономике.
Климатические изменения и переход к низкоуглеродной экономике создают как риски, так и возможности для финансового сектора. Финансовые организации, которые не внедрят системы измерения, мониторинга и управления климатическим рисками, могут столкнуться с крупными убытками по активам, чувствительным к климату, вызванными изменениями окружающей среды, хаотичным переходом к низкоуглеродной экономике, или комбинацией того и другого. Напротив, хороший риск-менеджмент, сценарный анализ и перспективное планирование могут помочь финансовым организациям стать устойчивыми к климатическим рискам и быть в хорошем состоянии для того, чтобы поддержать переход к более устойчивой экономике.
Климатические изменения
Экономические последствия климатических изменений уже очевидны. Все больше свидетельств того, что экстремальные погодные явления, связанные с климатическими изменениями, нарастают: засухи, лесные пожары, ураганы и аномальная жара становятся все более обычным явлением. Стихийные бедствия являются крупным источником убытков для населения и бизнеса; одно из исследований оценивает глобальные потери с 1980 года в $5,2 трлн, причем 70% из них не было застраховано. Экстремальные погодные явления разрушают корпоративные цепи поставок и влияют на прибыльность корпораций. Хронические затопления и подъем уровня моря снижают стоимость недвижимости. Частота этих явлений со временем будет нарастать, как и их тяжесть, что может влиять на кредитоспособность заемщиков и стоимость залогов.
С ростом климатических рисков правительства, регуляторы, корпорации и инвесторы мобилизуются для ускорения перехода к “зеленой” экономике, включая посредством установления амбициозных целей по снижению выбросов парникового газа. Неожиданные или резкие перемены в политике, технологии или настроениях инвесторов потенциально могут привести к эпизодам резкой «переоценки ценностей», что повлечет убытки для финансовых организаций.
В более долгосрочном плане такие сдвиги могут заставить пересмотреть бизнес-стратегию.
Климатические изменения могут воздействовать на финансовую систему через оба этих канала. «Физические риски» относятся к ущербу в результате увеличения частоты и тяжести погодных явления и других климатических сдвигов. «Переходные риски» относятся к изменениям в политике, технологии или поведении потребителей, которые ведут к низкоуглеродной экономике. Эти физические и переходные риски могут материализоваться в виде традиционных финансовых рисков для поднадзорных организаций, включая посредством роста кредитных, рыночных, операционных, репутационных рисков и риска ликвидности.
Мы уже наблюдаем, как финансовые организации реагируют на климатические риски, поощряя заемщиков адаптироваться и управлять рисками, связанными с меняющимся климатом, удовлетворяя спрос инвесторов на инвестиционные портфели, «дружелюбные» к климату, и финансируя важные инициативы частного сектора по переходу к более климатически-ответственным бизнес-моделям. Как замечали члены нашего Федерального Экспертного Совета (Federal Advisory Council), «среди финансовых организаций растет понимание необходимости определить и разработать системы риск-менеджмента, которые бы включали в себя климатические риски для финансов, и внедрить их в систему принятия стратегических решений на всех уровнях, включая инвестиционные подходы и долгосрочное структурирование портфелей».
У регуляторов есть ответственность обеспечить устойчивость финансовых организаций ко всем существенным рискам—включая климатические изменения—как сейчас, так и в будущем. Жизненно важно, чтобы финансовые организации—и финансовый сектор в целом—были устойчивы и готовы к вызовам климатических изменений. Недавний опрос среди центральных банков показал, что большинство считает надлежащим для себя «действовать в рамках существующего мандата для снижения климатических финансовых рисков», которые «могут потенциально влиять на безопасность и надежность отдельных финансовых организаций и представлять потенциальные проблемы для стабильности финансовой системы».
Работа с климатическими рисками и возможностями, однако, не будет легкой. Она требует постоянного внимания—как со стороны финансовых организаций, таки регуляторов—и настойчивости по инвестированию в экспертные знания, моделирование и сбор данных, а также готовность учиться и совершенствоваться со временем. Климатические изменения представляют собой ряд сложных концептуальных и практических проблем, которые должны быть рассмотрены по мере разработки системы обеспечения устойчивости финансовых организаций к климатическим рискам.
Несмотря на эти вызовы, критически важно двигаться вперед, даже поначалу с ошибками и медленно, по пути к устойчивости финансовых организаций к климатическим финансовым рискам и готовности использовать предоставляющиеся возможности, связанные с переходом к более устойчивой экономике. Я коснусь нескольких концептуальных вызовов, которые надо будет решить при рассмотрении того, что климатические изменения могут означать для нашей ответственности в рамках нашего мандата, и определить, как наилучшим образом встроить климатические риски в нашу надзорную систему.
Неопределенность, данные и раскрытие информации
При том, что научные свидетельства климатические изменения однозначны, оценки масштаба климатических финансовых рисков весьма неопределенны. Эта неопределенность происходит из нескольких факторов. Прогнозирование сроков и масштаба драйверов физического риска, таких как ураганы, лесные пожары или засухи, по природе своей является сложным делом. Прогнозируемые траектории климатических изменений могут быть нелинейными и могут включать критические точки или пороговые величины, которые, после их прохождения, могут вести к существенным изменениям состояния климатической системы. Существует также неопределенность переходного этапа, связанная с разработкой политики, изменениями в технологиях, сдвигах в поведении и предпочтениях. Кроме того, воздействие на экономические и финансовые рынки климатических рисков неодинаково в разных географических зонах, секторах и юрисдикциях, и зависит в важной степени от существования обратной связи. Наконец, долгосрочность горизонта, связанного с климатическими изменениями, отсутствие достаточных исторических данных, вероятность внезапных скачков в оценке активов, и нехватка информации о чувствительности к климату усложняют перевод климатических рисков в меры кредитного, рыночного, операционного, репутационного риска и риска ликвидности.
Улучшение методик сбора данных, раскрытия информации и моделирования будет иметь критически важное значение для снижения неопределенности вокруг потенциального масштаба рисков, связанных с климатическими изменениями. Финансовые организации собирают данные и экспериментируют со сценарным анализом и другими методиками, чтобы лучше понять потенциальное воздействие климатических рисков на свои балансы и бизнес-модели.
Аналогично, Федрезерв, как и другие центральные банки, инвестирует в сбор данных и эмпирическую работу по анализу влияния климатических рисков на экономика и в разработку методологий по измерению этих рисков.
Финансовые организации отмечают, что «разработка стандартов сбора данных и индикаторов для включения в объем раскрываемой информации будет иметь критическое значение для адекватного выявления и сравнения климатических рисков среди компаний и секторов». Это подчеркивает важность таких усилий, как отраслевая Рабочая группа по раскрытию данных от климатических финансовых рисках (TCFD), которая работает над разработкой форм отчетности, которые бы снизили неопределенность, улучшили прозрачность и помогли участникам рынка надлежащим образом оценивать климатические риски и возможности. Существующие добровольные отчеты являются важным первым шагом, но они страдают от большого разброса в качестве, релевантности и полноте данных. В конце концов переход к стандартизированной, качественной и обязательной отчетности даст лучший доступ к данным, необходимым для надлежащего управления рисками.
Но даже с улучшенными данными и отчетностью неопределенность о будущих изменениях климата не исчезнет. Эта остаточная неопределенность не должна мешать осмотрительным инвестициям в практику риск-менеджмента в краткосрочной перспективе для укрепления финансового сектора перед лицом климатических рисков. Наоборот, регуляторы должны поощрять организации принимать необходимые меры риск-менеджмента, чтобы гарантировать, что их бизнес-модель и стратегия устойчивы перед лицом широкого диапазона потенциальных событий, которые могут произойти со временем, включая возможное использование новых инструментов там, где это оправдано.
Инструменты
Климатически риски имеют уникальные характеристики, которые вызвать необходимость новых подходов к измерению и управлению рисками, а также новых или усовершенствованных инструментов надзора. Определение того, адекватны ли имеющиеся инструменты или нужны новые, потребует тщательного анализа уникальных аспектов климатических рисков, включая их долгосрочный горизонт, вариативность по географическим и отраслевым секторам и сложности сбора данных. Как всегда, надзорные подходы будут опираться на аналитические оценки и открытые дискуссии.
Поднадзорные организации начинают адаптировать свои методы корпоративного управления, процессы идентификации и управления рисками и бизнес-модели так, чтобы они отражали климатические риски. Ясно, что физические и переходные риски могут иметь разное воздействие на организации разного размера, сложности и бизнес-моделей, находящихся в разных географических регионах. Банки сообщают нам, что «перспективное регулирование и надзор должны быть (1) такими, чтобы помочь организациям всех типов и размеров измерять, наблюдать и раскрывать финансовые риски, связанные с климатическими изменениями; и (2) отражать сложность конкретного типа организаций».
В свете высокой неопределенности, присущей оценке климатических рисков, сценарный анализ может быть полезным инструментом оценки как микропруденциальных, так и макропруденциальных последствий климатических рисков по широкому кругу вводных параметров сценариев. Климатический сценарный анализ выявляет факторы климатических физических и переходных рисков, стоящих перед финансовыми фирмами, формулирует стрессы по данных факторам риска по разным сценариям, и измеряет их воздействие на отдельные фирмы и финансовую систему в целом.
Надо понимать, что этот сценарный анализ отличается от нашего традиционного регуляторного стресс-тестирования банков. Сценарный анализ – это исследовательский метод, позволяющий банкам и надзорным органам оценить устойчивость бизнес-модели к ряду долгосрочных сценариев. Он направлен на понимание воздействия климатических рисков на широкий спектр финансовых рынков и организаций, так же как потенциально сложного динамического взаимодействия между ними. В отличие от этого, традиционное стресс-тестирование – это регуляторный метод оценки достаточности капитала банков при конкретных макроэкономических сценариях и финансовых рыночных шоках на коротком горизонте. Мы внимательно следим за разработкой климатических сценариев, разрабатываемых другими центральными банками и надзорными органами, и работаем с этими организациями, чтобы учитывать их опыт. В дальнейшем будет интересно обдумать, как стресс-тестирование и сценарный анализ могут дополнять друг друга.
Эффективность и устойчивость
Вряд ли возможен один «правильный» подход к такой сложной проблеме, как финансовое воздействие климатических изменений. Микропруденциальные регуляторы в основном нацелены на обеспечение безопасной и надежной банковской системы наиболее эффективным и экономичным способом. Разработка эффективной системы, вероятно, будет сложным делом, где надо будет учитывать сложные взаимодействия и связи между климатическими изменениями, экономикой и финансовыми рынками, и в конечном счете рисками, стоящим перед индивидуальными банками.
Например, возьмем разработку моделей и сценарный анализ. На первый взгляд может показаться наиболее эффективным и необременительным применить нормативный подход, при котором обозначаются надлежащие данные и сценарий, и используется та или иная кредитная модель для получения стандартизированного результата по всем фирмам. Хотя выгоды стандартизации существуют, например, в области данных или таксономии, неясно, будет ли нормативный подход наиболее эффективным способом обеспечить, чтобы финансовые организации были хорошо подготовлены к диапазону возможных воздействий климатических изменений, даже если затраты на осуществление анализа невелики. В конечном счете, результаты будут более надежными, если мы будем экспериментировать и использовать новые подходы, и используем ряд дополняющих подходов, которые разрабатываются в частном и государственном секторах. Рассматривая плюсы и минусы, мы должны стремиться к некоторому оптимальному балансу, позволяющему инновации и обучение в частных и государственных секторах, постепенно приближаясь к оптимальной эффективности.
Перспективы
Признавая трудности, Федрезерв делает шаги для понимания климатических рисков и определения, как наилучшим образом инкорпорировать их в свою регуляторную практику. В прошлом месяце Федрезерв объявил о создании Надзорного Комитета по Климату (НКК). Это укрепит способность Федрезерва выявлять и оценивать финансовые риски от климатических изменений. НКК будет разрабатывать программу обеспечения устойчивости поднадзорных фирм к климатическим финансовым рискам. Он будет использовать знания и возможности специалистов всей Федеральной Резервной Системы для разработки надежной программы, отражающей различия по рискам в зависимости от типа организации и ее географии.
НКК сконцентрируется на работе с частным и официальным секторами для понимания потенциального воздействия климатических рисков. Комитет изучает опыт различных банков по работе с климатическим рисками и возможностями, а также то, что они делают для подготовки к переходу к низкоуглеродной экономике. Мы многое узнаем их наших обсуждений и собираемся продолжить это взаимодействие.
Микропруденциальная работа НКК – только одна сторона наших усилий по включению климатических рисков в сферу нашей ответственности, которую очертил для нас Конгресс. НКК будет задействовать штат Федрезерва в отделениях финансовой стабильности, регионального развития, международного сотрудничества, а также исследований и анализа данных, чтобы выработать скоординированный подход к включению климатических рисков там, где это необходимо.
Федрезерв сотрудничает с коллегами других регуляторных ведомств, центральных банков и стандартообразующих органов. В нашей стране мы также, совместно с участниками Исследовательской программы США по глобальным изменениям, изучаем возможности использования дополнительных научных данных, моделей и информации для расширения нашего анализа погодных катастроф и климатических рисков.
Климатические изменения – это глобальный вызов, и мы понимаем выгоды сотрудничества с государственными ведомствами других стран, одновременно учитывая различия между юрисдикциями. Федрезерв является сопредседателем Рабочей группы Базельского комитета по банковскому надзору по Климатическим Финансовым Рискам (TFCR). По завершении изучения существующих инициатив стран-членов в области климатических финансовых рисков, TFCR в ближайшее время сосредоточит усилия на к подготовке к середине года отчета, где исследуются каналы перехода климатических рисков на банковскую систему, и еще одного отчета, описывающего методологии, используемые банками и надзорными органами для измерения этих рисков. Далее TFCR направит свое внимание на разработку надзорных практик для смягчения климатических финансовых рисков там, где имеются пробелы в существующих документах Базельского комитета. Многие банки уже встраивают предполагаемые надзорные меры в свои системы риск-менеджмента в иностранных юрисдикциях , например со стороны Европейского Центрального Банка или Пруденциального регуляторного ведомства Великобритании.
Работа TCFR будет полезна для укрепления надзорного сотрудничества в разных юрисдикциях, что важно для банков, работающих в разных странах.
Мы также участвуем в работе Комитета по финансовой стабильности (КФС) по климатическим изменениям. Основываясь на предыдущих отчетах о каналах передачи климатических рисков в финансовой системе, с особым упором на механизмы усиления и трансграничные эффекты, КФС сейчас оценивает наличие данных, посредством которых можно было бы наблюдать воздействие климатических рисков на финансовую стабильность, а также пробелы в данных. Кроме того, КФС изучает способы продвижения глобально сравнимых, высококачественных и аудируемых стандартов раскрытия информации, основанных на рекомендациях TCFD.
Федрезерв недавно стал полным членом Сети «Озеленения» Финансовой Системы (NGFS), состоящей уже из более чем 80 центральных банков и надзорных ведомств всего мира, которая концентрирует усилия на распространении результатов исследований и выявлении передовых практик, обеспечивающих устойчивость финансовой системы к климатическим рискам. Через NGFS мы участвуем в работе по микропруденциальному и макрофинансовому воздействию климатических изменений, трендам в «зеленых» финансах, пробелам в данных и научной работе.
Сталкиваясь с многочисленными сложностями и вызовами в связи с климатическими изменениями, мы видим существенные возможности сотрудничества частного и официального секторов. Это не легкие проблемы, и у них не будет легких решений. Мы наверняка достигнем лучших результатов, если будем работать над этими проблемами в открытом диалоге, делясь информацией и обеспечивая прозрачность исследований. Совместно мы можем помочь сделать финансовую систему устойчивой к рискам, вытекающим из климатических изменений, и готовой к переходу к “зеленой” экономике.
Наверх
|