Переход от ставки LIBOR

Выступление главного советника по юридическим вопросам (General Counsel) Совета Управляющих ФРС США Марка Ван Дер Вейде перед Подкомитетом по защите инвесторов, предпринимательству и рынкам капитала Комитета по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса США

15 апреля 2021г.

Назад к Речам-2021

Уважаемые члены Подкомитета, спасибо за приглашение выступить перед вами. Я остановлюсь на важности обеспечения гладкого, прозрачного и справедливого перехода от ставки LIBOR (ранее известной как Лондонская межбанковская ставка предложения) к другим, более долговечным, заменяющим ставкам, а также на некоторых проблемах, создаваемых этим переходом. Прежде чем углубиться в эти проблемы, однако, будет полезно кратко рассмотреть, как используется LIBOR и почему она будет прекращена.

LIBOR есть мера средней процентной ставки, по которой крупные банки могут занимать средства на оптовых финансовых рынках на различные периоды времени, от «овернайт» до одного, трех месяцев и более. LIBOR – это необеспеченная ставка, мера процентной ставки по необеспеченным кредитам. За последние несколько десятилетий LIBOR стала базовой справочной ставкой для установления процентных ставок по коммерческим займам, ипотеке, деривативам и многим другим продуктам. Всего LIBOR по кредитам в долларах США используется во всем мире в финансовых контрактах на сумму более $200 триллионов.

К настоящему времени недостатки LIBOR хорошо задокументированы. Одна из фундаментальных проблем – это то, что LIBOR якобы представляет собой фактическую стоимость фондирования крупных банков на лондонском межбанковском рынке, но эволюция этого рынка в течение лет привела к тому, что для многих сроков погашения банки сообщали оценочную стоимость такого фондирования, а не реальную стоимость. Этот все возрастающий элемент субъективности и умозрительности, в сочетании с механизмами, которые были приняты для агрегирования вводных данных от разных банков в определение единой ставки LIBOR, сделали ставку уязвимой для сговора и манипулирования. Особенно после глобального финансового кризиса 2008, когда банки резко снизили свое использование оптового необеспеченного финансирования, было мало реальных сделок, по которым можно было бы базировать ставку для многих сроков погашения LIBOR.

Хотя банки, конечно, не обязаны устанавливать ставки по своим кредитным продуктам как прямую функцию их стоимости фондирования, или какого-либо сочетания реальных данных по транзакциям, механизм LIBOR—претендуя на то, чтобы быть мерой такой стоимости, даже хотя не существует достаточного количества транзакций, чтобы оправдать такое понимание—стал потенциально вводящим в заблуждение для многих из тех, кто полагается на него для установления своих ставок и других решений. Со временем, с учетом большого количества контрактов, основанных на справочной ставке, посчитанной на такой узкой базе, мотивация к манипулированию LIBOR росла, а реальных случаев манипулирования LIBOR становилось все больше.

После обнародования этих слабостей и наложения существенных юридических наказаний на ряд банков и физических лиц, замешанных в нарушениях, связанных с установлением ставки LIBOR, большинство банков, предоставлявших сведения для установления LIBOR (так называемые «панельные» банки) решили прекратить участие в этом процессе. Это не было результатом требования регуляторов или судов – прекратить выпуск LIBOR. Это было решение частного сектора (как и всегда это была полностью частная добровольная услуга), учитывающая издержки и выгоды данной услуги. Хотя регуляторы, как им и надлежит, сосредоточивают свое внимание на том, готовятся ли фирмы к дате, начиная с которой панельные банки перестанут устанавливать LIBOR, само решение о приостановке LIBOR не было решением правительства, а было сугубо делом частного сектора.

В прошлом месяце регулятор LIBOR в Великобритании объявил, что ставки долларовой LIBOR по срокам одна неделя и два месяца перестанут публиковаться в конце 2021, а ставки овернайт и прочие – в середине 2023. Такое определенное объявление окончания существования LIBOR подчеркивает важность перехода от этой заканчивающей свою жизнь справочной ставки.

Усилия по переходу от LIBOR

Участники рынка, регулирующие и надзорные ведомства, потребительские группы и прочие заинтересованные лица проделали немалую работу по подготовке к жизни после LIBOR. Начиная с 2013, американский Совет по надзору за финансовой стабильностью (СНФС) и международный Совет по финансовой стабильности (СФС) выражали озабоченность, что уменьшение необеспеченного краткосрочного фондирования банков может стать серьезным структурным риском для необеспеченных справочных ставок типа LIBOR. Чтобы смягчить такие риски и обеспечить плавный уход от LIBOR, Федрезерв созвал Комитет по альтернативным справочным ставкам (КАСС) в ноябре 2014. В знак признания, что ведущая роль должна оставаться на частным сектором, голосующие члены КАСС представляют частные фирмы. Сотрудники Федрезерва и других ведомств участвуют в работе Комитета в силу своих официальных должностей.

КАСС поставила своей задачей выявить альтернативные справочные ставки, которые бы базировались на сделках на активном и устойчивом рынке. В июне 2017 КАСС определил, в качестве своей рекомендуемой альтернативы долларовой ставке LIBOR , Обеспеченную ставку финансирования овернайт (Secured Overnight Financing Rate, SOFR). SOFR – это широкая мера стоимости заимствования наличных средств на срок овернайт, с обеспечением казначейскими ценными бумагами. Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка публикует SOFR каждое утро. В отличие от LIBOR, SOFR основана на рынке с большим объемом реальных транзакций, обычно на сумму около $1 триллиона ежедневно. КАСС в октябре 2017 года разработал поэтапный план по облегчению перехода с LIBOR на SOFR.

Федрезерв и другие ведомства также организовали серию семинаров с кредиторами и заемщиками, которые фокусировались на использовании чувствительных к кредитным рискам альтернативных справочных ставок для займов. В связи с этим Федрезерв, Управление денежного обращения (УДО) и Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ)выпустили заявление, подчеркнув, что банки вправе использовать любую справочную ставку для кредитования, которую банк сочтет подходящей для своей модели финансирования и нужд клиентов. В заявлении также отмечалось, однако, что в кредитных договорах банка должна содержаться надежная страховая оговорка, в которой бы ясно предусматривался переход к другой справочной ставке в том случае, если первоначальная перестанет существовать.

Надзорные мероприятия

Начиная с 2018, штат Федрезерва начал работать с поднадзорными организациями и проверяющими, чтобы повысить осведомленность о переходе с LIBOR и стимулировать подготовку к этому. В 2019 мы создали Рабочую группу по переходу от ставки LIBOR, которая призвана координировать наблюдение за переходом и разрабатывать надзорные планы по оценке подготовительной работы банков.

В ноябре 2020 Федрезерв, УДО и ФКСВ послали письмо банкам, которые мы регулируем, отметив, что существуют риски для безопасности и надежности операций, связанные с продолжением использования долларовой ставки LIBOR в новых контрактах после 2021 года. Соответственно, мы рекомендовали поднадзорным банкам прекратить использование LIBOR в новых контрактах. Вице-председатель ФРС по надзору Рэндал Куорлз подчеркнул в недавней речи, что банки должны осознавать особое внимание, уделяемое Федрезервом переходу от LIBOR, и в особенности планам по прекращению заключения новых контрактов на основе LIBOR до конца года.

Существующие контракты на базе LIBOR

Ключевой вопрос – можно ли будет безболезненно перевести существующие контракты на другую ставку, когда перестанет публиковаться LIBOR. КАСС недавно оценил, что 35% существующих контрактов не истекут ранее середины 2023. Некоторые из них содержат приемлемые оговорки, позволяющие сделать переход, но другие не имеют таких оговорок. Например, большинство коммерческих кредитов содержат приемлемые страховые оговорки, чаще всего позволяющие использовать альтернативную плавающую ставку, такую как ставку «прайм». Аналогично, большинство деривативов подпадают под действие генерального соглашения, публикуемого Ассоциацией по свопам и деривативам (АСД), и АСД уже опубликовал «протокол», который позволяет контрагентам по деривативам вносить изменения в свои генеральные соглашения, на многосторонней основе, так, чтобы их производные контракты могли переходить на плавающую ставку на основе SOFR для контрагентов, которые будут придерживаться протокола. Напротив, во многих нотах с плавающей ставкой и контрактах по секьюритизации активов содержатся проблематичные положения – чаще всего такие контракты переходят на инструменты с фиксированной ставкой на базе последнего опубликованного значения LIBOR. Кроме того, условия по ставкам в нотах с плавающей ставкой и секьюритизационным контрактам можно, как правило, менять только с согласия всех держателей таких нот, что обычно трудно обеспечить.

Завершение LIBOR может привести к существенному объему судебных дел. Например, если существующий контракт переходит на фиксированную ставку после прекращения публикации LIBOR, сторона, оказавшаяся в проигрыше от перехода, может обратиться в суд для изменения контракта посредством замены такой фиксированной ставки на альтернативную плавающую ставку. Стороны могут также просить суд изменить или признать недействительным контракт, в котором не содержится никаких положений на этот счет, если стороны не смогут придти к соглашению между собой. Аналогично, в случаях, когда существующий контракт позволяет лицу выбирать заменяющую ставку после прекращения LIBOR, сторона, оказавшаяся в проигрыше от перехода на другую ставку, может аргументировать, что способ, которым другая сторона, например, банк-доверенный держатель облигаций, выбрал заменяющую ставку, нарушает имплицитное условие добросовестности и справедливого ведения дел (данное условие, которое имплицитно существует во всех контрактах, подразумевает обязательство обеих сторон не делать ничего, что могло бы привести к ликвидации или нарушению права другой стороны получать плоды контракта).

Председатель Пауэлл и вице-председатель Куорлз публично выразили свою поддержку принятию федерального законодательства, которое бы смягчило риски, связанные с существующими контрактами. Оно могло бы установить четкие и единообразные требования в масштабе всей страны по замене LIBOR в существующих контрактах, в которых не содержится удовлетворительных положений о переходе. Такое законодательство должно быть направлено узко в адрес существующих контрактов, в которых вообще не содержится положений о переходе, или содержатся положения, опирающиеся на LIBOR или пул банков, или которые переходят на инструмент с фиксированной ставкой. Федеральное законодательство не должно касаться существующих контрактов, имеющих положения о переходе на другую плавающую ставку, и такое законодательство не должно диктовать участникам рынка, какую конкретно справочную ставку им надлежит использовать в будущих контрактах. Наконец, во избежание проблем, связанных с коллизией права, федеральное законодательство должно иметь приоритет перед имеющимися законами штатов по существующим контрактам.

Спасибо за внимание.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2021