Еще о ЦВЦБ: Частные деньги и деньги центрального банка в эпоху цифровых платежей

Выступление члена Совета Управляющих ФРС США Лаел Брейнард на конференции по криптовалютам

24 мая 2021г.

Назад к Речам-2021

Технологии вызывают драматические изменения в платежной системе США, которая является жизненно важным элементом инфраструктуры, затрагивающей каждого. Пандемия ускорила переход к бесконтактным транзакциям и высветила важность доступа к безопасным, своевременным и низкозатратным платежам для всех. При том, что технологические платформы внедряют в платежную систему США цифровые частные деньги, а зарубежные ведомства изучают потенциал цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) в трансграничных платежах, Федрезерв активизирует свою исследовательскую и общественно-разъяснительную работу по ЦВЦБ. Как председатель Пауэлл сказал на прошлой неделе, важным шагом к участию общественности будет публикация дискуссионной статьи этим летом, в которой будут изложены соображения Федрезерва о цифровых платежах, с особым вниманием к выгодам и рискам, связанным с ЦВЦБ в контексте США.

Усиление внимания к ЦВЦБ

Четыре фактора – растущая роль цифровых частных денег, миграция к цифровым платежам, планы использования иностранных ЦВЦБ в трансграничных платежах, и проблема невключенности ряда граждан в финансовую систему—усиливают внимание к ЦВЦБ.

Во-первых, некоторые технологические платформы разрабатывают т.н. «стейблкойны» для использования в платежных сетях. Стейблкойн – это вид цифрового актива, чья стоимость привязана каким-либо образом к традиционным средствам сохранения стоимости, таким как выпускаемым правительствами (или «декретным») валютам или золоту. Стейблкойны могут быть очень разными по активам, к которым они привязаны, по способности пользователей менять стейблкойны на референтный актив, по тому, разрешаются или нет автономные кошельки, а также по степени, в которой центральный эмитент несет ответственность по правам пользователей на выкуп. В отличие от декретных денег центрального банка, стейблкойны не имеют статуса законного платежного средства. В зависимости от базисных соглашений некоторые из них могут подвергать потребителей и бизнес риску. Если они широко распространятся, стейблкойны могут служить основой альтернативной платежной системы, ориентированной на новые частные формы денег. С учетом сетевых экстерналий, связанных с достижением (большого) масштаба платежей, существует риск, что широкое распространение частных денег для потребительских платежей может фрагментировать платежную систему США, поднимет издержки и возложит излишнее бремя на население и бизнес. Преобладание частных денег может привнести риски для потребителей и финансовой стабильности из-за их потенциальной волатильности и риска поведения пользователей по типу «бегства из банков». На самом деле та платежная система в 19 века, когда существовала активная конкуренция между эмитентами частных бумажных банкнот в США, сейчас хорошо изучена и известна как неэффективная, нестабильная и подверженная всякого рода мошенничеству. Она и привела к необходимости универсальной формы денег, гарантированной национальным правительством.

Во-вторых, пандемия ускорила миграцию к цифровым платежам. Даже до пандемии некоторые страны, например, Швеция, наблюдали значительный переход от наличных к цифровым платежам. В той степени, в которой цифровые платежи вытесняют использование наличности, это поднимает вопрос о том, как обеспечить, чтобы потребители сохраняли доступ к какой-либо форме безопасных денег центрального банка. В США пандемия привела к ускорению миграции к цифровым платежам, но также увеличила спрос на наличные деньги. Все же в целом был заметный сдвиг населения и бизнеса в сторону бесконтактных транзакций, электронных платежей. Федрезерв остается приверженным тому, чтобы у населения был доступ к безопасному и надежному средству платежа, включая наличные. Как часть этого обязательства, мы должны исследовать – и постараться предвидеть – степень, в которой запросы домохозяйств и бизнеса могут мигрировать со временем к цифровым платежам.

В-третьих, некоторые страны начали разрабатывать, а в некоторых случаях и внедрять в практику, свои собственные ЦВЦБ. Хотя каждая страна будет решать этот вопрос на основании своих уникальных внутренних условий, выпуск ЦВЦБ в одной юрисдикции и широкое ее использование в трансграничных платежах может иметь значительный эффект в глобальном масштабе. С учетом потенциала ЦВЦБ получить распространение в трансграничных платежах, а также роли доллара как резервной валюты, для США жизненно важно участвовать в разработке стандартов таких платежей.

Наконец, пандемия высветила важность доступа к своевременным, безопасным, эффективным и доступным платежам для всех американцев, а также высокую цену, связанную с отсутствием банковского счета и доступа к банковским услугам. Тогда как значительное большинство денежной помощи в связи с пандемией было быстро доведено до населения прямым переводом на банковские счета, для некоторых людей, по которым у Службы Внутренних Доходов (IRS) не было свежей банковской информации, потребовались недели, прежде чем они получили помощь в форме предоплаченных дебетовых карт или чеков. Проблемы с этими платежами высветили преимущества быстрых, дешевых и прямых цифровых платежей.

Соображения монетарной политики

При любой оценке ЦВЦБ важно ясно понять, какие выгоды даст ЦВЦБ сверх тех существующих и появляющихся в скором времени вариантов платежей, какие издержки и риски могут нести ЦВЦБ, и как все это может повлиять на более широкие цели монетарной политики. Я коротко остановлюсь на самых важных соображениях.

Сохранение всеобщего доступа к безопасным деньгам центрального банка

Деньги ЦБ важны для платежных систем, потому что они представляют из себя безопасный расчетный актив, позволяющий пользователям обмениваться обязательствами ЦБ, не заботясь о ликвидности и кредитном риске. Потребители и бизнес обычно не думают о том, что деньги, которые они используют – это обязательства ЦБ в случае наличности, или обязательства коммерческого банка в случае банковского вклада/депозита. Это происходит потому, что то и другое для большинства практических целей взаимозаменяемо благодаря наличию банковского надзора и федерального страхования вкладов, которые дают защиту как населению, так и бизнесу. Не очевидно, что новые формы частных денег, которые привязываются к декретной валюте, как, например, стейблкойны, несут такую же степень защиты, как банковские вклады или сама декретная валюта. Хотя различные федеральные законы и законы штатов устанавливают защитные механизмы для пользователей, небанковские эмитенты частных денег не регулируются так же, как банки, средства в этих системах не застрахованы напрямую Федеральной Корпорацией по Страхованию Вкладов (FDIC), и потребители могут нести риск того, что эмитент окажется не в состоянии выполнить свои обязательства. Новые формы частных денег могут привнести риски контрагента в платежную систему в новых формах, которые могут привести к угрозам для защиты потребителя, а в больших масштабах для финансовой стабильности в целом.

В отличие от этого цифровой доллар был бы новым видом денег ЦБ, выпущенным в цифровой форме для использования широкой публикой. Будучи безопасными деньгами ЦБ, доступными для домохозяйств и бизнеса в цифровых платежных системах, ЦВЦБ снизила бы риски контрагента и, отсюда, риски для защиты потребителя и финансовой стабильности.

Повышение эффективности

Одним из ожидаемых преимуществ является то, что ЦВЦБ снизит или даже полностью устранит операционные и финансовые издержки или иные проявления неэффективности в платежах, клиринге и расчетах. На сегодня скорость, с которой пользователи могут получить доступ к средствам после производства платежа, значительно колеблется, от нескольких дней в случае чека, например, до нескольких секунд в платежной системе реального времени. Прогресс в технологиях, включая использование распределенных книг и умных контрактов, возможно, содержит потенциальную возможность фундаментально изменить способ, которым осуществляются платежи, и роль финансовых посредников и инфраструктуры. Внедрение ЦВЦБ может стать важной основой для развития полезных инноваций и конкуренции в розничных платежах в США.

В более непосредственной перспективе, мы делаем шаг к построению крепкого фундамента с внедрением FedNowSM, новой инфраструктуры мгновенных платежей, которая по плану войдет полностью в строй через два года. Служба FedNow позволит банкам любого размера и во всех населенных пунктах Америки оказывать услуги безопасных и экономичных мгновенных платежей круглосуточно и без выходных. Посредством использования банками этой службы потребители и бизнес смогут посылать и получать платежи удобным способом, например на мобильное устройство, а получатели будут иметь немедленный и полный доступ к средствам.

Развитие конкуренции и разнообразия, снижение транзакционных издержек

Сегодня стоимость некоторых розничных платежей высока и не всегда прозрачна для конечного пользователя. Конкуренция между разными видами провайдеров платежных услуг и типами платежей способна увеличить выбор, доступный для потребителей и бизнеса, снизить транзакционные издержки, и стимулировать инновации в услугах для конечных пользователей, хотя она может также и привести к фрагментации существующей платежной системы. Предоставляя доступ к цифровой форме безопасных и надежных денег ЦБ, ЦВЦБ могли бы создать важную основу, на которой могла бы процветать конкуренция частного сектора.

Снижение барьеров для трансграничных платежей

Трансграничные платежи представляют собой один из наиболее убедительных аргументов в пользу цифровой валюты. Цепочка посредников в трансграничных платежах печально известна своей длиной, сложностью, дороговизной и непрозрачностью. Цифровизация, наряду со снижением числа посредников, имеет потенциал также уменьшить издержки и время, и увеличить прозрачность трансграничных платежей. Тогда как внедрение ЦВЦБ может быть частью решения, потребуется также международное сотрудничество в установлении стандартов и защите против незаконной деятельности, чтобы достичь существенного улучшения экономичности, скорости и прозрачности.

Мы сотрудничаем с коллегами через Банк Международных Расчетов, Комитет по платежам и рыночной инфраструктуре, а также G7, чтобы обеспечить, чтобы США оставались на передних рубежах развития ЦВЦБ в мире. Мы участвуем в нескольких международных программах по улучшению прозрачности, своевременности и экономичности трансграничных платежей. Будет важно с самого начала также участвовать в разработке международных стандартов по ЦВЦБ, с учетом важной роли доллара как резервной валюты.

Дополнение к валюте и банковским депозитам

Ведущим принципом всех инноваций в платежах является то, что они должны улучшать существующую платежную систему. Потребители имеют доступ к надежным деньгам в форме счетов в частных банках и валюты, выпускаемой центральным банком, что образует основу существующей системы розничных платежей. Любая ЦВЦБ должна быть такой, чтобы дополнять, а не заменять валюту и банковские счета.

Сохранение финансовой стабильности и механизма проведения монетарной политики

Внедрение ЦВЦБ потенциально будет иметь далеко идущие последствия, и есть ряд вопросов, на которые пока нет ответа, о том, как ЦВЦБ повлияет на финансовую стабильность и механизм проведения монетарной политики. Некоторые исследования показывают, что внедрение ЦВЦБ может повысить риск бегства из депозитов в слабых банках в пользу ЦВЦБ в моменты финансового стресса. Другие исследования показывают, что усиление конкуренции может привести к более привлекательным условиям по банковским счетам и общему увеличению объема банковских вкладов/депозитов. Банки играют критически важную роль в кредитном посредничестве и в проведении монетарной политики, а также в платежах. Поэтому дизайн любой ЦВЦБ должен включать механизмы защиты против исключения банков из их посреднической роли и защиты механизма проведения монетарной политики в более широком плане. Хотя критически важно рассмотреть все способы, какими ЦВЦБ мог бы привнести риски к существующую платежную систему, она может также и увеличить устойчивость платежной системы, в которой значительную роль играют частные деньги.

Защита конфиденциальности данных и финансовой системы от вмешательства

Дизайн любой ЦВЦБ должен включать механизмы защиты конфиденциальности платежей населения и предотвращать и отслеживать незаконную деятельность с целью защиты целостности финансовой системы, что потребует цифровой идентификации и верификации. Существует ряд подходов к этому. Это потребует межведомственного сотрудничества, распределения ролей и ответственности в предотвращении незаконных транзакций, установления четких правил защиты финансовых данных потребителей.

Усиление финансовой инклюзивности

Сегодня у 5,4% домохозяйств Америки нет банковских счетов и соответствующих вариантов платежных услуг, которые они предлагают, а еще 18,7% (на 2017 год) были недостаточно охвачены банковскими услугами. Отсутствие доступа к банковским счетам – это дополнительное бремя для этих людей, у которых и без этого часто финансовое состояние уязвимое. В пик пандемии трудности доставления финансовой помощи до ряда домохозяйств высветили важность наличия у всех домохозяйств расчетных счетов. Предложения Федрезерва по укреплению Закона о реинвестициях в местные сообщества подчеркивают значимость того, чтобы банки предоставляли бесплатные счета с небольшими остатками и другие банковские услуги, нацеленные на недостаточно охваченные банковскими услугами сообщества. А коренная задача Службы FedNow – обеспечить повсеместный доступ к системе мгновенных платежей через депозитарные организации.

ЦВЦБ может быть одним из элементов широкого решения проблемы достижения повсеместного доступа к банковским счетам. В зависимости от дизайна ЦВЦБ может понизить транзакционные издержки и увеличить доступ к цифровым платежам. В чрезвычайных ситуациях ЦВЦБ может предложить механизм быстрого и прямого перевода средств, обеспечивая незамедлительную помощь для тех, кто оказался в нужде. Более широкое решение вопроса финансовой инклюзивности должно включать также устранение барьеров к поддержанию расчетного счета, а также ведение учета активных счетов населения.

Чтобы изучить эти широкие вопросы, Федрезерв предпринимает исследование по финансовой инклюзивности. Федеральный Резервный Банк Атланты запускает программу в сотрудничестве с частным сектором в форме Особого комитета о платежной инклюзивности, чтобы обеспечить уязвимому и в настоящее время полагающемуся на наличность населению безопасный доступ и преимущества цифровых платежей. В дополнение к этой работе, ФРБ Кливленда также запускает новую инициативу по исследованию перспектив ЦВЦБ для финансовой инклюзивности. Эта инициатива выявит признаки дизайна ЦВЦБ и подходы к доставке, которые позволят расширить доступ к ней лицам, в настоящее время не пользующимся традиционными финансовыми услугами.

Технологии

Междисциплинарные группы в Федрезерве изучают технологические и политические вопросы, связанные с цифровыми инновациями в платежах, клиринге и расчетах, включая преимущества и риски, связанные с ЦВЦБ США. Например, группа ТекЛаб при Совете Управляющих ФРС занимается непосредственными исследованиями и экспериментированием в области вероятного будущего состояния денег, платежей и цифровых валют. Вторая группа, программа Политика цифровых инноваций, изучает широкий круг вопросов проведения политики, связанных с ростом цифровых платежей, включая преимущества и риски, связанные с ЦВЦБ.

Для углубления наших исследований в области технологического дизайна ЦВЦБ ФРБ Бостона сотрудничает с Массачусетским Технологическим Институтом (МТИ) (Инициатива по цифровой валюте Проекта Гамильтон), чтобы построить и протестировать гипотетическую платформу цифровой валюты с использованием самых современных технологий. Эта работа нацелена на исследование возможности базового процессинга ЦВЦБ, без учета политических решений. МТИ и ФРБ Бостона планируют выпустить информационный документ в следующем квартале, в котором будет отражена способность достижения цели базового процессинга большого массива географически разбросанных транзакций, а также информация по лицензии на открытый исходный код. Дальнейшая работа будет посвящена изучению того, как выполнение дополнительных требований, включая устойчивость, конфиденциальность, защиту от отмывания денег, повлияет на дизайн и базовый процессинг.

Банковская деятельность

Исследования и эксперименты проходят также в поднадзорных банковских организациях; они исследуют, как новые технологии усовершенствуют их собственные операции, а также смогут удовлетворить запросы клиентов на новые услуги, такие как хранение цифровых активов. Тогда как технология распределенной книги, вероятно, может улучшить эффективность, усилить конкуренцию и снизить издержки, цифровые активы представляют повышенный риск в связи с отмыванием денег, банковской тайной, кибербезопасностью, защитой данных, соблюдением правил потребителями. Федрезерв активно отслеживает происходящее в этой сфере, работая с участниками отрасли и другими регуляторами, и старается идентифицировать имеющиеся регуляторные и надзорные пробелы в концепции. С учетом, что решения одного ведомства могут иметь последствия для других ведомств, важно, чтобы регуляторы работали совместно для выработки общих подходов, и убеждались, что банки надлежащим образом выявляют, отслеживают и управляют рисками, связанными с цифровыми активами.

Участие широкой общественности

В свет растущей роли частных цифровых денег в широкой миграции к цифровым платежам, потенциального использования иностранных ЦВЦБ в трансграничных платежах, а также важности финансовой инклюзивности, Федрезерв активизирует свои исследования и участие широкой публики в изучении цифровой версии доллара США. Члены Конгресса и правительственные ведомства также изучают этот важный вопрос. Как я отмечала ранее, Федрезерв, чтобы помочь в информационном плане этой работе, планирует выпустить дискуссионную статью и запросить отзывы и комментарии общественности по широкому кругу вопросов, относящихся к платежам, финансовой инклюзивности, защите данных и инфрмационной безопасности касательно ЦВЦБ в контексте США. Федрезерв остается приверженным предоставлению всем американцам доступа к безопасной, инклюзивной, эффективной и инновационной платежной системе.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2021