Уникальная ситуация с зарплатами

Эссе президента ФРБ Ричмонда Томаса Баркина
2 июня 2021г.

Назад к Речам-2021

С учетом исторических масштабов сокращения рабочих мест весной 2020 года мы могли ожидать значительного замедления роста зарплат во время пандемии. В конце концов номинальный рост зарплат (согласно ФРБ Атланты) сократился непосредственно после Великой Рецессии, упав с 4,5% (за год) в декабре 2007 до 1,8% в октябре 2010, и оставался замедленным много лет. Но, к счастью, во время пандемии снижение темпов роста зарплат не повторяло сокращения рабочих мест. В феврале 2020 общий рост зарплат по стране составил 4%. Низшей точкой в течение 2020 года было 3,6% (в конце года). В 2021 этот показатель колеблется между 3,6 и 3,7%.

Почему спад оказался таким кратковременным по сравнению с предыдущей рецессией? Я бы выделил три фактора: концентрированный характер спада, ощущение его кратковременности, и влияние ответа монетарных и фискальных властей.

Ущерб экономике был максимально сконцентрирован в секторе услуг, и ударил прежде всего по низкоквалифицированным работникам (приготовление и подача пищи, уборка, индивидуальный уход, охрана - Fedspeak). Это отличает нынешнюю ситуацию от Великой Рецессии и ее влияния на производство, строительство и финансы. В результате давление на зарплаты не распространилось на всю рабочую силу. Темпы роста зарплат низкоквалифицированных работников на самом деле упали на 0,7 процентных пункта за 2020 год, но для среднеквалифицированных (офисные и административные работники, операторы, производственные рабочие, службы продаж/сбыта - Fedspeak) и высококвалифицированных (менеджеры, специалисты-профессионалы (юристы и т.п.), инженеры - Fedspeak) работников спад составил только 0,1- 0,2 п.п.

Неопределенность хода пандемии также смягчила влияние на зарплаты. В начале закрытия предприятий и сокращение рабочих мест казались временными. Многие думали про 2-3 недели, и мало задумывались о корректировке цен, даже хотя краткосрочный спрос на рабсилу резко упал. К тому времени, как стали очевидны более долгосрочные рамки ущерба, ответные меры Конгресса уже повысили спрос на рабсилу. Поддержав бизнес посредством Программы Защиты Зарплаты (Paycheck Protection Program, РРР), а потребителей посредством прямых выплат, власти также помогли смягчить давление на зарплаты.

Сейчас уже некоторое время идет рост и восстановление экономики, и я слышу, что бизнес в нашем Пятом Федеральном Округе жалуется, что с трудом находит работников. Базовые принципы спроса и предложения предполагают, казалось бы, что нехватка работников должна привести к ускоренному росту зарплат, и на самом деле, такое впечатление, что ежедневно какие-то фирмы объявляют о повышении минимальных зарплат. Но данные пока не показывают достаточного общего роста; в апреле он составил 3,6%, это около недавнего минимума и ниже допандемических уровней, и пока не соответствует тем отдельным случаям, о которых пишут и которые, казалось бы, говорят о прогрессе в этом плане.

Может быть, причина в ограниченности данных; возможно, позднее рост зарплат найдет отражение в статистике. Опять, может играть роль концентрация. Те трудности, которые испытывают работодатели с поиском работников, касаются по большей части низкоквалифицированных мест. С января по апрель 2021 рост зарплат для этой категории ускорился с 3 до 3,5%. За тот же период он снизился на 0,1 п.п. для среднеквалифицированных и остался на прежнем уровне для высококвалифицированных работников. В общей статистике рост в низкоквалифицированной части теряется.

Продолжительность также может иметь влияние. Многие компании, считая, что предложение рабсилы только временно сдерживается проблемами с уходом за детьми, здоровьем или пособиями от государства, решили держаться до осени, не желая поднимать зарплаты, которые потом трудно или невозможно будет опустить (инертность зарплат). Они прибегают к краткосрочным мерам, таким как одноразовые бонусы за подписание контракта и т.п. Но если и когда большее количество работодателей скорректирует базовые зарплаты, эффект будет более устойчивым.

Политические меры, стабилизировав зарплаты во время пандемии, могут сейчас оказывать давление на зарплаты. Ряд наших корреспондентов указывают на влияние денежной поддержки правительства и повышенных пособий по безработице на то, что предложение рабсилы остается недостаточным.

Итак, как будут выглядеть темпы роста зарплат в ближайшем будущем? С учетом того, что первоначальное снижение в темпах роста было неожиданно умеренным, а восстановление породило истории о нехватке рабсилы и росте зарплат, несмотря даже на то, что миллионы остаются без работы, я бы не рискнул предсказывать будущее. Однако я буду наблюдать за теми же тремя факторами в ближайшие месяцы:

  • Концентрация: Останется ли давление на зарплаты сконцентрированным в нижней части зарплатной шкалы, или будет видно также и выше по шкале?
  • Продолжительность: Исчезнут ли «временные» факторы, такие как беспокойство о здоровье и закрытые школы, высвободив рабсилу, или их влияние останется существенным? Будут ли другие фирмы следовать примеру объявляемых некоторыми компаниями повышений зарплат или нет?
  • Политика: Сойдет ли на нет влияние политических мер на предложение рабсилы к концу лета? Каково будет влияние назревающих политических решений на предложение рабсилы: будет ли расти спрос за счет инвестиций в инфраструктуру, или предложение в результате возможного повышения минимального уровня зарплат и других мер?

    В более долгосрочном плане рост зарплат зависит от многочисленных дополнительных факторов, в частности от изменений в технологиях, отражающихся в росте производительности труда. Понимание этой динамики, взаимодействия факторов между собой, имеет важное значение для понимания того, как рост зарплат вписывается в общую макроэкономическую картину, и этим постоянно занимаются исследователи Федрезерва.

    Наверх

    Рейтинг@Mail.ru

  • Контакты:
    E-mail:  info@fedspeak.ru
    Телефон: +7(910)466-7797
    Copyright © 2006-2021