Оценка прогресса по мере движения экономики от постпандемического открытия к восстановлению

Выступление члена Совета Управляющих ФРС США Лаел Брейнард в Аспенской группе экономической стратегии, г. Аспен (шт.Колорадо)

30 июля 2021г.

Назад к Речам-2021

Экономика открывается, потребительские расходы сильны, и сотни тысяч работников каждый месяц находят работу в пережившей тяжелые времена отрасли гостиничного и ресторанного бизнеса. Отложенный спрос в некоторых секторах превысил мощности предприятий, так как бизнесы, сократившие операции, чтобы выжить во время пандемии, сталкиваются с узкими местами в поставках и нехватку рабочей силы. Эти дисбалансы затрудняют интерпретацию данных в первые месяцы после открытия экономики.

Во втором квартале 2021 мы видели большую волну спроса, поддержанную трансферами федерального правительства, что привело к росту, в годовом выражении, реальных личных потребительских расходов (PCE) на 11,8%. Реальный валовый внутренний продукт вырос в тот же период на 6,5% годовых, чуть меньше прогнозов, с учетом того, что потребительский спрос превысил возможности производства, что привело к существенному снижению запасов.

«Попутный ветер» в виде финансовых выплат в первом полугодии постепенно превращается в противоположность, и это продлится весь оставшийся 2021 год и 2022 год. Даже при этом, отложенное потребление и полное открытие, как ожидается, более чем компенсирует финансовый «встречный ветер»: PCE, по прогнозам, будет расти высоким темпами, и до конца года сохранятся высокие темпы роста экономики. К концу года экономика США, по прогнозам, достигнет среднего годового роста 2,2% с момента начал пандемии, чуть выше большинства оценок долгосрочного роста потенциального выпуска. Короче говоря, ожидается, что рост в этом году полностью компенсирует резкий спад прошлого года – как результат энергичной реакции властей, эффективной вакцинации, устойчивости и адаптируемости американских домохозяйств, работников и бизнеса.

Хотя мы видим прогресс с занятостью, безработица остается высокой, особенно среди афроамериканцев и латиносов, а также низкооплачиваемых работников в секторе услуг.

В декабре 2020 Комитет отметил, что покупки активов продолжатся до тех пор, пока не будет достигнут существенный дальнейший прогресс по нашим целям по занятости и инфляции. Июньские данные показывают, что существует разрыв в занятости в 6,8 млн человек по сравнению с уровнем до пандемии, или 9,1 млн с учетом тренда, существовавшего до пандемии. Коэффициент занятости к населению (EPOP) на 3,2 процентных пункта меньше допандемического уровня для лиц лучшего (prime) работоспособного возраста, группы, которую не затрагивает повышенный уровень раннего выхода на пенсию во время пандемии. Таким образом на июнь мы закрыли от одной четверти до одной трети дефицита рабочих мест сравнительно с декабрем, по разным оценкам.

Хотя EPOP для афроамериканцев улучшился больше, чем общий коэффициент, закрыв почти 40% декабрьского дефицита, он остается на 3 п.п. ниже допандемического уровня и на 2 п.п. ниже, чем текущий уровень EPOP для белых.

В настоящее время затруднительно разобраться, где причиной является необходимость ухода за детьми, где опасения заразиться, а где повышенный уровень пособий по безработице. Я ожидаю большей определенности в оценке прогресса, когда мы будем иметь на руках данные за сентябрь, когда потребление, школьная жизнь и работа должны более или менее возвратиться к постпандемическому нормальному состоянию.

Я полностью ожидаю, что улучшение продолжится и в конце концов приведет к рынку труда, столь же сильному или еще сильнее, чем мы видели до пандемии. Заглядывая вперед, если рабочие места продолжат расти среднемесячными темпами второго квартала, то около двух третей остававшегося на декабрь дефицита рабочих мест и почти половина, если сравнивать с допандемическим уровнем, будет закрыта к концу этого года. Если же темпы ускорятся, то эти результаты будут достигнуты быстрее.

Сегодняшние данные показали, что базовая инфляция по индексу PCE выросла в июне на 0,45%, снова в результате повышенного вклада немногих отраслей. Новые и подержанные автомобили обеспечили 40% июньского роста в базовом PCE, а связанные с путешествиями отрасли (отели, авиабилеты, прокат автомобилей) добавили еще 25%. Всего рост цен в категориях, связанных с транспортом и поездками (8% корзины базового PCE), обеспечил 60% июньского роста базового PCE.

Недавние высокие показатели инфляции отражают дисбалансы спроса и предложения в небольшом числе отраслей, которые, вероятно, окажутся временными. При оценке инфляции, приведенный к году размер инфляции за период 24 месяца, охватывающий резкий спад и последующий всплеск цен в категориях, пострадавших от пандемии, составляет 2,3% по базовому и 2,4% по основному PCE. Разумно ожидать, что и в остаток года они останутся примерно на этом уровне. Для сравнения, такой показатель за 24 месяца в декабре 2020 был 1,6%.

Я внимательно отношусь к риску того, что инфляционное давление может разрастить шире или стать устойчивым, возможно, в результате повышения зарплат, арендной платы или того факта, что бизнес начнет переводить на потребителя рост своих расходов вместо снижения своей маржи, как это было при выходе из последних кризисов. Особенно внимательно я отношусь к повышению долгосрочных инфляционных ожиданий выше нашей цели 2%.

В настоящее время я не вижу таких признаков. Большинство как рыночных, так и опросных индикаторов ожиданий предполагают, что текущие факторы высокой инфляции преходящи, а базовый тренд остается каким он бы до пандемии или около того. После июньского заседания FOMC пятилетняя инфляционная компенсация на основе бумаг Казначейства с защитой от инфляции (TIPS) понизилась почти на 20 базисных пунктов и сейчас составляет 2,2%, на нижнем конце диапазона значений до того, как началось снижение в 2014 году. Индекс общих инфляционных ожиданий Совета Управляющих Федрезерва за второй квартал составил 2,05%, и это тоже на нижней точке диапазона, господствующего с 2008 по 2014, когда 12-месячная общая инфляция PCE в среднем была 1,7%.

Многие из тех факторов, которые в настоящее время приводят к чрезмерному росту цен, вероятнее всего, сойдут на нет к лету следующего года. Текущий «попутный ветер» в виде финансовой поддержки и отложенного потребления, скорее всего, превратится во «встречный ветер», а некоторые чрезмерные надбавки к ценам, связанные с узкими местами в поставках, могут остановиться и даже частично пойти вспять, когда эти узкие места будут расшиты. Цены на древесину упали, оптовые цены на подержанные автомобили, похоже, достигли пика, а в производстве полупроводников прогнозируется рост.

Хотя есть все основания считать, что динамика инфляции, которая преобладала четверть века, вновь установится в том же виде, я тем не менее буду сохранять бдительность в отношении любых признаков того, что инфляционное давление будет более устойчивым, или что ожидания растут выше целевых значений. Если инфляция устойчиво и существенно будет расти выше наших целевых значений, мы скорректируем политику так, чтобы постепенно вывести инфляцию вновь на более низкие уровни, к нашим целевым показателям.

Существуют риски с обеих сторон прогноза. Есть риски роста инфляции, связанные с ростом потребительских расходов, вытекающим из высокого уровня сбережений населения. Есть риски экономического спада, связанные с дельта-штаммом вируса. Хотя импульс роста экономики силен, темпы вакцинации в некоторых регионах отстают, и опасения, связанные с дельта-штаммом, могут затормозить восстановление в секторе услуг, осложнить возвращение к нормальному обучению в школах, и также работу с личным присутствием.

На будущих заседаниях мы продолжим оценивать прогресс и условия, при которых будет возможным снижать темпы покупки активов. Базовая инфляция за 24 месяца (PCE) сейчас составляет 2,3% годовых. Но занятость до сих пор ниже на 6,8 (9,1 с учетом тренда) миллионов сравнительно с периодом до пандемии, и по сравнению с декабрем снизилась лишь на одну четверть. Определение того, когда начинать замедление темпов покупки активов, в важной степени зависит от накопления данных, свидетельствующих о существенном дальнейшем прогрессе по занятости. На сегодня до этого еще далеко.

Важно подчеркнуть, что достижение существенного прогресса, которое определит, когда Комитет начнет снижать темпы покупки активов - это не то же самое, что и цели по максимальной занятости и инфляции, которые присутствуют в опережающем информировании по монетарной процентной ставке. Внимание к меняющимся условиям, последовательный пошаговый подход к реализации политики согласно нашей новой стратегической концепции должны обеспечить достаточный импульс экономике, когда «попутный ветер» сменится на «встречный ветер», чтобы достичь и поддерживать максимальную занятость и инфляцию, устойчиво закрепленную на уровне 2%.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2021