Путь к полному восстановлению с поправкой на Дельта-штамм

Выступление члена Совета Управляющих ФРС США Лаел Брейнард на ежегодном собрании Национальной Ассоциации Экономики Бизнеса, г. Арлингтон (шт.Вирджиния)

28 сентября 2021г.

Назад к Речам-2021

Учитывая беспрецедентный характер потрясения, вызванного пандемией, неудивительно, что восстановление проходит не прямолинейно. Экономика продолжает делать успехи, но Дельта-штамм оказался более разрушительным, чем ожидалось изначально. Препятствия, создаваемые Дельта-штаммом, являются напоминанием, что вирус продолжает оставаться риском для экономических перспектив.

Дельта-штамм оказал воздействие как на спрос, так и на предложение. Многие прогнозисты понизили прогноз по потребительским расходам на вторую половину года. Но Дельта также сделал «узкие места» более продолжительными.

В целом, прогнозисты частного сектора пересмотрели свои прогнозы экономического роста на 2021 за последние месяцы в сторону понижения примерно на 1 процентный пункт, в среднем. Но даже с таким понижением, я ожидаю, что рост ВВП в этом и следующем годах будет достаточен, чтобы к концу 2022 средний годовой рост, начиная с момента начала кризиса, превзошел докризисный тренд.

Дельта также замедлил прогресс в области занятости.

На конец августа число рабочих мест остается на 5 млн ниже, чем до пандемии, и на 8,5 млн ниже с учетом тренда. Примерно одна треть этой разница приходится на сектор «отдыха и гостеприимства».

Тогда как основной индекс безработицы снизился до 5,2% в августе, уровень безработицы, скорректированный на выбытие из рабочей силы в результате пандемии, остается повышенным – около 7,5%. Коэффициент занятости к населению (EPOP) для работников 25-54 лет (возраст «прайм») составил в августе 78% - на 2,4 п.п. ниже доковидного уровня.

То есть в целом прогресс по рынку труда есть, но медленнее, чем в начале года. Относительно декабря разрыв по числу рабочих мест сравнительно с доковидным уровнем сократился в два раза, а EPOP для возраста «прайм» - на 40%. С другой стороны, уровень участия в рабочей силы (61,7% в августе) почти не улучшился. Некоторые наблюдатели считают, что этот показатель стал ниже навсегда, и рынок труда уже сейчас дефицитный, так что возврата к прежним показателям не будет. Но снижение участия все-таки, по всей видимости, отражает ограничения в связи с пандемией, а не постоянные структурные перемены. Например, число респондентов, указавших Ковид как причину того, что они не работают, увеличилось вдвое с июля по сентябрь, возвратившись к уровням начала года.

При рекордном числе вакансий и уровне безработицы чуть выше 5%, основной коэффициент вакансий к безработным (V/U) вырос до более одного места на каждого ищущего работу, и находится сейчас на допандемическом уровне. Некоторые выводят отсюда, что мы близки к полной занятости. Но вирус создает серьезный разрыв между предложением рабсилы в краткосрочном и среднесрочном плане. А V/U может быть не столь информативен, когда существует значительный лаг в восстановлении участия в рабсиле. Это особенно важно сейчас, когда ограничения в найме были растянуты во времени за счет Дельта-штамма, но не являются структурными или постоянными.

Утверждение, что участие в рабочей силе снизилось навсегда, не есть что-то новое. Это утверждение регулярно всплывает во время восстановления после недавних кризисов. Исследования, однако, показывают, что цикл участия в рабсиле отстает от цикла безработицы на годы. Поэтому важно следить за другими показателями, кроме уровня безработицы, когда оцениваешь движение к максимальной занятости, так как участие может отставать для некоторых групп работников. Поэтому я не вижу причин, почему занятость не может достичь тех же уровней, и даже выше, чем до пандемии.

Теперь рассмотрим ценовую стабильность. Инфляция в настоящее время повышенная, что создает проблемы как для потребителей, так и для бизнеса. Но высокие показатели инфляции были обеспечены, непропорционально их весу в экономике, несколькими конкретными узкими местами (в мае и июне – автомобилями, до 50%, причем в августе эта доля упала до нуля).

Я внимательно наблюдаю, расширяется ли база инфляции. Два показателя: базовый индекс PCE за 24 месяца на уровне 2,5%; «усеченный» индекс ФРБ Далласа на уровне 2,0% в июле – гораздо ниже стандартных показателей за 12 месяцев.

Текущие повышенные показатели – результат пандемии. В августе многие сектора показали снижение инфляции. Инфляция рассосется, когда уйдет пандемия. Однако неопределенность относительно того, когда это произойдет, велика, и Дельта-штамм это подтверждает. Остается мониторить риски и входящие данные. В частности, я наблюдаю за ростом зарплат, но пока более значимым фактором остется рост цен на сырье и материалы.

Я также отслеживаю инфляционные ожидания. Пока они стабильны.

Чего ожидать? Во-первых, надо признать ограниченность нашей способности правильно прогнозировать экономические условия, с учетом непредсказуемости вируса. Из-за Дельта-штамма сентябрьский отчет по рынку труда, скорее всего, будет слабее и менее информативен, чем ожидалось.

В плане инфляции, хочу сказать, что снижение до целевых уровней отработано, тогда как повышения от значений ниже целевых, как мы видели, добиться гораздо труднее. Рынок труда восстановится до доковидных значений и лучше, как только будут сняты все пандемические ограничения.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2021