Готовиться к финансовой системе будущего

Речь члена Совета Управляющих ФРС США Лаел Брейнард на Форуме 2022 года по монетарной политике, г.Нью-Йорк

18 февраля 2022г.

Назад к Речам-2022

Финансовая система переживает быстрые перемены, связанные с цифровизацией и децентрализацией. Некоторые из этих инноваций являются многообещающими для снижения транзакционных издержек и фрикций, увеличения конкуренции и улучшения финансовой инклюзивности; но есть и потенциальные риски. При том, что технологии стимулируют глубокие изменения, важно, чтобы мы подготовились к финансовой системе будущего и не ограничивали наше мышление финансовой системой сегодняшнего дня.

Развивающаяся цифровизация и децентрализация финансов

В последние годы мы наблюдаем взрывной рост в разработке и внедрении новых цифровых активов, которые используют возможности технологии распределенного реестра и криптографии. Рыночная капитализация криптовалют выросла с менее, чем $100 млрд пять лет назад до почти $3 трлн в ноябре 2021 (сейчас около $2 трлн).

Параллельно мы видели быстрый рост платформ, которые обеспечивают работу экосистемы криптофинансов, включая платформы децентрализованных финансов (DeFi). Эти криптоплатформы обеспечивают ряд видов деятельности, включая кредитование, торговлю и кастодиальное хранение криптоактивов, в некоторых случаях за пределами традиционных регуляторных правил защиты инвестора и потребителя, целостности рынка и прозрачности.

Рост экосистемы криптофинансов подогревает спрос на стейблкойны—цифровые активы, которые поддерживают стабильную стоимость относительно эталонного актива, такого как доллар США. Предложение стейблкойнов выросло почти в 6 раз в 2021, с $29 млрд в январе 2021 до $165 млрд в январе 2022. Существует высокая степень концентрации среди стейблкойнов, привязанных к доллару: на январь 2022 крупнейший стейблкойн по рыночной капитализации (Tether) составлял почти половину рынка, а четыре крупнейших стейблкойна вместе составляли 90%. Сегодня стейблкойны используются как обеспечение на платформах DeFi и других криптоплатформах, а также для обеспечения торговли и монетизации позиций по криптовалютам и между крипто- и другими платформами.

В будущем некоторые эмитенты планируют, что стейблкойны расширят свое присутствие в платежной системе и будут стандартно использоваться для повседневных транзакций, как внутренних, так и трансграничных. Поэтому важно иметь надежную нормативную основу для качества и достаточности резервов, управленческой практики и риск-менеджмента. Как отмечалось в недавнем отчете по стейблкойнам Рабочей группы по финансовым рынкам при Президенте, важно защититься от риска «бегства», при котором вероятность того, что эмитент не сможет быстро и в достаточном масштабе выполнить запросы на погашение стейблкойнов по номиналу, может привести к резкому всплеску требований такого погашения. Также важно устранить расчетный риск, при котором расчеты по сделкам не являются такими определенными и окончательными, как ожидается, и системный риск, при котором банкротство или плохое состояние провайдера стейблкойнов может негативно воздействовать на финансовую систему в целом. Размах рекламы криптоактивов во время Суперкубка (по бейсболу) высветил растущую вовлеченность розничных инвесторов в экосистему криптофинансов. В конце 2021 фирма Pew Research обнаружила, что 16% респондентов на ее опрос лично инвестировали или торговали, или иным образом использовали криптовалютy—рост с 1% в 2015. Существует также растущий интерес среди институциональных инвесторов. Так что, возможно, и не удивительно, что традиционные финансовые посредники предпринимают усилия расширить диапазон криптоуслуг и криптопродуктов, которые они предлагают. В этом году криптофинансовая система, скорее всего, продолжит развиваться так, что взаимосвязь с традиционной финансовой системой будет расти.

В результате официальные лица многих стран предпринимают усилия, чтобы понять и подстроиться под трансформацию финансовой системы. Многие страны разрабатывают законодательную и нормативную базу, усиливая однородность требований (одинаковые правила к одинаковым рискам), а некоторые страны уже выпускают или планируют выпускать валюту центрального банка в цифровой форме.

Готовиться к платежной системе будущего

Федрезерв должен готовиться к платежному ландшафту будущего, продолжая совершенствовать сегодняшнюю систему. В свете быстрой цифровизации финансовой системы Федрезерв некоторое время раздумывает о том, есть ли роль для цифровой валюты центрального банка США (ЦВЦБ) в цифровом платежном ландшафте будущего, а также о его потенциальных свойствах, издержках и выгодах.

Наша финансовая и платежная система предоставляет важные выгоды сегодня и продолжает улучшаться благодаря таким разработкам, например, как платежи в реальном времени. Тем не менее остаются определенные проблемы, такие как отсутствие доступа к цифровому банкингу и платежным услугам для некоторых американцев, дорогие и медленные трансграничные платежи. Растущий интерес к цифровой финансовой экосистеме предполагает, что технология дает возможность получить такие улучшения, которые заслуживают изучения. Кроме того, важно исследовать, как новые формы криптоактивов и цифровых денег могут повлиять на поддержание Федрезервом финансовой стабильности, безопасной и эффективной платежной системы, доступ домохозяйств и бизнеса к безопасным деньгам центрального банка, а также достижение и поддержание максимальной занятости и ценовой стабильности. Разумно было бы изучить, может ли ЦВЦБ потенциально сыграть роль в сохранении некоторых безопасных и эффективных элементов финансовой системы нынешнего дня таким образом, чтобы это дополняло инновации частного сектора, трансформирующие финансовый ландшафт будущего.

Государственный и частный сектора играют важную взаимодополняющую роль в финансовой системе США. Предлагая (платежные сервисы) от Fedwire до FedNow, Федрезерв обладает более чем столетним опытом работы по улучшению инфраструктуры платежной системы США и предоставления устойчивой и гибкой базы для динамичного бизнеса частного сектора.

Параллельно, частные банки и финансовые компании конкурируют в создании наилучших продуктов и услуг на этой базе, чтобы удовлетворить потребности потребителей и инвесторов, деноминированные в долларах, как внутри страны, так и за рубежом. Результат – устойчивая платежная система, чутко реагирующая на меняющиеся нужды бизнеса, потребителей и инвесторов.

Тогда как официальный сектор предоставляет стабильную валюту, оперирует некоторыми важными платежными каналами и ведет регулирование и надзор за финансовыми посредниками и критический важной инфраструктурой финансовых рынков, частный сектор привносит конкуренцию, стимулирующую эффективность, новые продукты и инновации. Ответственные инновации имеют потенциал увеличивать финансовую инклюзивность и эффективность и снижать затраты в рамках определенных правил, защищающих потребителей и инвесторов и гарантирующих финансовую стабильность.

Когда мы оцениваем потенциальные будущие состояния финансовой системы, разумно рассмотреть, как сохранить свободный доступ публики к выпускаемой правительством безрисковой валюте в цифровой финансовой системе—цифровом эквиваленте физической валюты, выпускаемой Федрезервом. Совет ФРС недавно опубликовал дискуссионную статью, в которой отражено текущее понимание Федрезервом потенциальных выгод, рисков и соображений монетарной политики в связи с ЦВЦБ США.

Эта статья не пропагандирует какой-то один конкретный подход и не сигнализирует о том, что Совет Управляющих готовится принять какое-либо решение о выпуске ЦВЦБ США. В ней излагается четыре принципа дизайна ЦВЦБ, которые, как свидетельствует анализ, наилучшим образом бы служили потребностям США в случае создания такой валюты. Эти принципы заключаются в том, что ЦВЦБ должна защищать частную жизнь/персональные данные; быть опосредованной, т.е. напрямую с потребителями должны взаимодействовать финансовые посредники, а не Федрезерв; широко трансферабельной, чтобы платежная система не была фрагментированной; и давать возможность верификации идентичности пользователя, чтобы у правоохранителей была возможность продолжать бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Финансовая стабильность

С учетом мандата Федрезерва по поддержанию финансовой стабильности, любое обсуждение выпуска ЦВЦБ должно включать всестороннюю оценку его воздействия на стабильность финансовой системы—не только в ее нынешнем состоянии, но и той, какой она может стать в будущем. Рассматривая финансовую систему сегодняшнего дня, важно изучить характеристики дизайна, которые бы обеспечили взаимодополняемость с существующими финансовыми посредниками. ЦВЦБ—в зависимости от ее характеристик—может быть привлекательной как средство сбережения и средство платежа в той степени, в которой она рассматривается в качестве самой надежной формы денег. Это может сделать ее привлекательной для пользователей, не желающих рисковать, что может привести к повышенному спросу на ЦВЦБ за счет других посредников в периоды стресса. Поэтому важно провести исследования, какие инструменты и характеристики дизайна могут быть реализованы, чтобы ограничить такие риски, например, выпуск ЦВЦБ без процентного дохода и лимиты на суммы ЦВЦБ, которыми может владеть или которые может переводить конечный пользователь.

Как я отмечала вначале, экосистема цифровых активов и платежей развивается быстрыми темпами. Поэтому важно также рассмотреть потенциальную роль ЦВЦБ по поддержанию финансовой стабильности в условиях будущей финансовой системы, в которой растущий диапазон потребительских платежей и финансовых транзакций будет осуществляться в цифровых валютах, таких как стейблкойны. Если текущие тенденции сохранятся, рынок стейблкойнов в будущем может оказаться под доминированием одного-двух эмитентов. В зависимости от характеристик этих стейблкойнов, могут иметь место крупные перемещения активов из стейблкойнов в депозиты/вклады и обратно, что приведет к крупномасштабным выплатам пользователям, бегущим от риска в периоды стресса, и может повредить финансовой стабильности. В таком будущем состоянии финансовой системы сосуществование ЦВЦБ, стейблкойнов и денег коммерческих банков может стать взаимодополняющим, дополнив цифровую финансовую экосистему безопасными деньгами центрального банка, во многом так же, как сейчас наличные деньги сосуществуют с деньгами коммерческих банков. Крайне важно, чтобы монетарные власти, включая Федрезерв, имели план, учитывающий будущее платежной системы, и рассматривали весь диапазон опций, дающих возможность использовать потенциальные выгоды новых технологий, одновременно гарантируя стабильность.

Международные соображения

Анализ потенциального будущего состояния финансовой системы не ограничивается внутренними аспектами. Доллар важен для глобальных финансовых рынков: это не только преобладающая глобальная резервная валюта, но и наиболее широко используемая валюта международных расчетов.

Решения других крупных стран выпустить ЦВЦБ могут внести важные изменения в глобальные финансовые рынки, которые могут оказаться более или менее негативными и изменить потенциал рисков и преимуществ ЦВЦБ США. Таким образом было бы разумно рассмотреть, каким будет будущее состояние глобального финансового рынка как при наличии, так и отсутствии ЦВЦБ, выпускаемого Федрезервом. Например, Народный Банк Китая последние два года осуществляет пилотную эмиссию цифрового юаня, известного также как e-CNY, в большом количестве китайских городов. Значительный и быстрый прогресс цифрового юаня может иметь последствия для эволюции трансграничных платежей и платежных систем. И это может повлиять на нормы и стандарты трансграничных цифровых финансовых транзакций.

Разумно было бы рассмотреть, как потенциальное отсутствие или эмиссия ЦВЦБ США может повлиять на использование доллара в платежах в глобальном аспекте в таких будущих сценариях, когда одна или более крупных иностранных валют выпускались бы в форме ЦВЦБ. ЦВЦБ США – один из возможных способов гарантировать людям по всему миру, которые используют доллар, что они могут и дальше рассчитывать на силу и надежность валюты США и вести бизнес в цифровой финансовой системе. В более широком плане важно изучить, как США может продолжать играть ведущую роль в развитии стандартов, регулирующих международные цифровые финансовые транзакции с участием ЦВЦБ, и гарантировать их соответствие нормам защиты частной жизни и безопасности. С учетом важной роли доллара как платежного инструмента в мире, важно, чтобы США были на переднем рубеже исследований и разработки политики в отношении ЦВЦБ, так как международная деятельность в сфере ЦВЦБ может иметь последствия для глобальной финансовой системы.

Исследования и эксперименты в области технологии

С учетом диапазона будущих возможных состояний финансовой системы при ее существенной цифровизации, важно, чтобы Федрезерв активно работал с базовыми технологиями. В нашей работе по построению системы мгновенных платежей, работающей в режиме 24x7x365, использованы уроки некоторых из сегодняшних самых устойчивых, производительных и масштабных технологических платформ мира. Она дает нам важное понимание моделей клиринга и расчетов, связанных с платежами в реальном времени, а также технологий противодействия мошенничеству и кибератакам, облачных технологий и т.п.

Параллельно с публичным обсуждением, проводимым Советом ФРС с общественностью на тему ЦВЦБ, Федеральный Резервный Банк Бостона в сотрудничестве с Массачусетским Технологическим Институтом разработал теоретический высокопроизводительный процессор для ЦВЦБ. Они недавно опубликовали полученный программный продукт на условиях лицензии на ПО с открытым исходным кодом с целью привлечения широкой технической общественности и как способ поддержать прозрачность и верифицируемость. Кроме этого, Совет изучает, как инновации, такие как технология распределенного реестра, могут улучшить финансовую систему. Эта работа включает эксперименты по интероперабельности со стейблкойнами и тестирование розничных платежей с участием разных платежных систем, работающих на базе распределенного реестра. Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка недавно создал Инновационный Центр, фокусирующийся на оценке, разработке, построении и запуске продуктов и услуг на базе новых финансовых технологий для сообщества центральных банков.

Такие инициативы в области исследований и разработок жизненно важны с точки зрения нашей ответственности по поддержанию безопасной и эффективной платежной системы и финансовой стабильности, независимо от того, что готовит нам будущее.

Заключение

Финансовая система не стоит на месте, и мы тоже не можем стоять на месте. Цифровая финансовая экосистема быстро развивается и становится все больше соединенной с традиционной финансовой системой. Будет разумно, если Совет поймет эволюционирующий платежный ландшафт, технический прогресс и потребительский спрос, которые движут эту эволюцию, и проанализирует соответствующий набор своих решений, выполняя свою роль, согласно мандату Конгресса, гаранта безопасной, эффективной и инклюзивной системы для транзакций в долларах США. Чтобы подготовиться к финансовой системе будущего, Федрезерв занимается исследованиями и экспериментами с этими новыми технологиями, в тесном взаимодействии с партнерами из государственного и частного секторов.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2022