Выступление на тему цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ)

вице-председателя Совета Управляющих ФРС США Лаел Брейнард перед Комитетом по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса

26 мая 2022г.

Назад к Речам-2022

Технология стимулирует глубокие перемены, и важно, чтобы мы были готовы к финансовой системе будущего и не ограничивали себя рамками финансовой системы сегодняшнего дня. Решение относительно того, будет ли цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ) США частью такого будущего, еще не принято, но важно проделать необходимую работу, чтобы это было информированное решение, и чтобы при необходимости можно было быстро идти вперед.

Наблюдается взрывной рост новой цифровой финансовой системы, строящейся вокруг новых цифровых активов и на базе платформ торговли криптоактивами и при помощи стейблкойнов как расчетных активов. В последние недели два широко используемых стейблкойна попали под существенное давление. Один широко используемый алгоритмический стейблкойн упал в стоимости до малой доли номинала, а стейблкойн с самыми большими объемами по обороту торговли временно потерял свой заявляемый паритет с долларом.

Эти события подчеркивают необходимость четких регуляторных основ, дающих защиту инвесторам и потребителям, финансовой стабильности, обеспечивающих равные возможности для конкуренции и инноваций во всей финансовой системе. Недавние события на криптофинансовых рынках ясно дают понять, что действия, которые мы сейчас предпринимаем, будь то в области регулирования или цифрового доллара, должны быть устойчивы перед лицом будущей эволюции финансовой системы. Нынешняя быстрая эволюция цифровой финансовой системы на национальном и международном уровнях должна вести нас к формулированию вопроса не о том, нужен ли цифровой доллар, выпущенный центральным банком, сегодня, а о том, будут ли в будущем существовать такие условия, которые вызовут такую необходимость. Мы понимаем, что есть риски бездействия, так же, как риски от действий.

Конгресс признал важность безопасных, эффективных и широко доступных платежей, когда он создавал Федрезерв и включал платежи в базовое содержание нашей миссии. Он доверил Федрезерву выпуск для населения правительственных безрисковых денег. Федрезерв работает бок о бок с частным сектором, обеспечивая стабильную валюту и управляя ключевыми аспектами платежной системы, одновременно поддерживая инновации частного сектора.

Сегодня физическая валюта дает публике доступ к надежным деньгам центрального банка, свободным от кредитного риска или риска ликвидности. Доля платежей в США, осуществляемых наличными, снизилась за последние 5 лет с 31% до 20%, а для людей моложе 45 лет эта доля еще меньше. При оценке будущей цифровой финансовой системы благоразумно было бы обдумать, как сохранить свободный доступ населения к безопасным деньгам центрального банка, возможно посредством цифрового аналога физической валюты. В настоящее время потребители и бизнес не задумываются о том, являются ли деньги, которыми они пользуются, обязательством центрального банка, в случае наличных, или коммерческого банка, в случае банковского вклада. Доверие к деньгам коммерческих банков построено на страховании вкладов, доступности для банков ликвидности центрального банка, и на банковском регулировании и надзоре.

Новые формы цифровых денег, такие как стейблкойны, которые не имеют такой системы защиты, могли бы вернуть значительный риск контрагента в нашу платежную систему. Как мы видели, такие новые формы денег могут терять свою обещанную стоимость относительно правительственной валюты, приносить убытки потребителям, а в больших масштабах и создавать риски широкой финансовой стабильности. Мы видели и раньше риски широкого распространения частных денег. В 19 веке активная конкуренция между эмитентами частных денег вела к неэффективности, мошенничеству и нестабильности в платежной системе США, что в итоге привело к необходимости введения универсальной формы денег, гарантированных правительством страны. Преобладание частных денег такого типа могло бы привнести риски для потребителей и финансовой стабильности по причине их потенциальной волатильности и риска «бегства», как и было продемонстрировано, в не очень больших пока масштабах, в последние недели.

Кроме того, если бы частные деньги—в форме стейблкойнов или криптовалют—стали широко распространенными, мы бы увидели фрагментацию платежной системы США на так называемые «огороженные участки» (walled gardens). В каких-то будущих обстоятельствах ЦВЦБ мог бы сосуществовать и взаимодополнять стейблкойны и деньги коммерческих банков, обеспечивая безопасные обязательства центрального банка в цифровой финансовой экосистеме, во многом так, как сейчас наличные сосуществуют с деньгами коммерческих банков.

Также важно обдумать потенциальные риски ЦВЦБ, связанные с потерей посреднической роли банков, с учетом их критически важной роли в предоставлении кредита, трансмиссии монетарной политики и платежах. В некоторых обстоятельствах широко доступная ЦВЦБ могла бы служить заменителем денег коммерческих банков, с возможностью уменьшения совокупного объема вкладов и депозитов в банковской системе. К тому же ЦВЦБ была бы привлекательной для не любящих риска пользователей в кризисные времена. Соответственно, если бы Федрезерв начал двигаться в сторону выпуска ЦВЦБ, было бы важно разработать такие ее характеристики, которые бы позволили смягчить такие риски, например, выпуск ЦВЦБ без начисления процентов, или ограничение суммы ЦВЦБ, которой может владеть или которую может переводить потребитель.

Будущая эволюция международных платежей и потоков капитала будет также влиять на соображения вокруг потенциальной ЦВЦБ США. Доллар является самой широко используемой валютой в международных платежах и инвестициях, что выгодно США, уменьшая транзакционные и кредитные издержки для населения, бизнеса и правительства США. Если другие крупные валюты будут выпущены в форме ЦВЦБ, было бы благоразумно рассмотреть, как потенциальное отсутствие или присутствие цифрового доллара может повлиять на использование доллара в глобальных платежах. Например, Народный Банк Китая выпустил и испытывает в пилотном режиме цифровой юань, и еще несколько иностранных центробанков рассматривают возможность выпуска или уже приступили к выпуску своих цифровых валют. ЦВЦБ США может быть способом гарантировать людям во всем мире, которые используют доллар, возможность и далее полагаться на силу и безопасность валюты США при ведении бизнеса и прочих транзакциях в цифровой финансовой системе. Говоря шире, для США важно играть ведущую роль в развитии стандартов, регулирующих международные цифровые финансовые транзакции с участием ЦВЦБ, чтобы они соответствовали нормам защиты частной жизни, доступности, интероперабельности и безопасности.

В январе Федрезерв выпустил дискуссионную статью «Деньги и платежи: доллар США в эпоху цифровой трансформации», с тем, чтобы получить отклик от публики по этому важному вопросу. Срок присылки комментариев закончился 20 мая, и на эту дату мы получили почти 2000 отзывов и комментариев от широкого круга заинтересованных лиц. Мы планируем опубликовать сводку этих комментариев в ближайшем будущем.

В статье подчеркивается, что ЦВЦБ наилучшим образом послужит США, если будет обеспечена защита приватности (частной жизни и персональных данных) и верификация пользователя, валюта будет опосредованной и широко трансферабельной. В соответствии с этими принципами многие комментаторы подчеркивали важность защиты приватности, предлагая инновационные способы защиты приватности потребителей и то, как сбалансировать приватность с предупреждением финансовой преступности. Очень важно найти здесь правильный баланс, так же, как коммерческие банки, обеспечить сильную защиту приватности наряду с методами контроля против отмывания денег и финансирования терроризма. Другие комментаторы подчеркивают важность сохранения роли банков как посредников, как и предполагается в нашей статье. Посредническая система, в которой частные посредники, включая банки, предлагали бы счета или цифровые кошельки для облегчения управления ЦВЦБ, могла бы использовать существующие правила идентификации и способы предоставления услуг частного сектора, одновременно смягчив риски устранения посредников («дезинтермедиации»).

В нашей работе жизненно важно продолжать взаимодействие с Конгрессом. Я благодарю членов Комитета по финансовым услугам за внимание к этой важной проблеме.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2022