Инфляция и монетарная политика

Речь члена Совета Управляющих Мишель Боумэн на Конференции Ассоциации банкиров Массачусетса, г. Харвич (Массачусетс)
23 июня 2022г.

Назад к Речам-2022

Я благодарю Ассоциацию Банкиров Массачусетса за возможность выступить сегодня здесь. Часто помогает уехать из Вашингтона, чтобы лучше увидеть, как обстоят дела, а с банкирами нам вообще полезно больше общаться.

Я коснусь некоторых вопросов банковского дела, которые, как я подозреваю, вас занимают, но одним из важнейших вопросов сегодня для всех, конечно, является инфляция, меры Федрезерва по ее усмирению, а также последствия для вашего бизнеса, ваших клиентов и ваших сообществ.

Инфляция сейчас самая высокая в США за 40 лет, и пока мало признаков, что она понижается. В то же время экономика растет умеренными темпами, и рынок труда характеризуется крайне высоким спросом на рабочую силу, на что указывает ряд индикаторов, включая сообщения многих работодателей, которые не могут найти работников, несмотря на существенное повышение зарплат. Такой дефицит рабсилы вносит вклад в инфляцию, потому что зарплатные расходы – наибольшая статья в себестоимости товаров и услуг. Инфляция – большая проблема для всех, но сильнее всех она бьет по людям с низкими и средними доходами, так как тратят бόльшую долю своих доходов на предметы первой необходимости и часто имеют меньше сбережений, на которые можно опереться в случае чего. Инфляция является также бременем для бизнеса, который как-то должен балансировать между непредсказуемыми затратами и своими отпускными ценами, которые бы не были слишком высокими для покупателей. Инфляция, остающаяся на этом уровне, угрожает устойчивому росту занятости и общему здоровью экономики.

Данные по инфляции показывают, что после некоторого снижения на короткое время, рост цен возобновился на автомобили, в мае резко выросли цены на энергию, а цены на продукты питания выросли за год более, чем на 10%. Инфляционный эффект от войны в Украине оказался устойчивым как для энергоносителей, так и для сырьевых пищевых продуктов, причем перспектив скорого завершения конфликта или снижения этого давления на цены пока не видно. В более широком плане, глобальные цепочки поставок продолжают испытывать проблемы, отчасти из-за политики жестких антиковидных локдаунов в Китае, которые замедлили производство и отгрузку продукции.

Одним из важных факторов, на который мы часто указываем как драйвер сегодняшних решений о расходах и перспектив инфляции – это ожидания будущей инфляции. Краткосрочные ожидания обычно растут за ростом текущей инфляции, но когда начинают расти долгосрочные (от 5 до 10 лет) инфляционные ожидания, это может означать, что потребители и бизнес имеют меньше доверия к способности Федрезерва справиться с высокой инфляцией и вернуть ее к нашей цели, а именно 2%. Если ожидания растут значительно выше 2%, будет гораздо труднее изменить восприятие людей о длительности высокой инфляции и потенциально труднее взять инфляцию под контроль. Когда мы видим, что такие опросы, как опрос Университета Мичигана, показывают растущие долгосрочные инфляционные ожидания, нам нужно обратить на это пристальное внимание и продолжать использовать наши инструменты по борьбе с инфляцией, пока эти индикаторы не вырастут еще, или пока ожидания высокой инфляции не укоренятся.

Как я отмечала ранее, один из драйверов инфляции – это плотный рынок труда. Выгоды от такого рынка труда легко заметить—экономика США продолжила наращивать рабочие места с темпом 400 тысяч в месяц в последние три месяца, что довольно замечательно, учитывая малое число людей, ищущих работу. Сегодня большинство людей, желающих работать, могут найти работу, а зарплаты растут быстрее, чем много десятилетий. Но даже при таком росте зарплата не успевает за инфляцией, и многим работникам все труднее сводить концы с концами перед лицом растущей стоимости жилья, энергии и продуктов питания.

Создание рабочих мест сигнализирует о сильном спросе на рабочую силу, особенно в нынешних условиях большого числа вакансий и гораздо меньшего числа ищущих работу. Дополнительно дефицит на рынке труда усугубляется уровнем участия населения в рабочей силе, который остается гораздо ниже допандемической отметки, что означает миллионы работников, переставших искать работу. Многие из них являются ранними пенсионерами, ушедшими на пенсию во время пандемии, а также те, у которых проблемы с уходом за детьми в семье, включая очень высокую стоимость детских заведений. Хотя сильный рынок труда вернул многих из таких работников в рабочую силу, многие еще ждут или приняли решение не возвращаться, что означает, что дефицит рабочей силы будет, вероятно, сохраняться во многих секторах экономики.

Я рассказала о некоторых проблемах, теперь позвольте сказать, как Федрезерв собирается взять инфляцию под контроль. Перед лицом инфляции, остающейся слишком высокой, и в свете недавних данных, FOMC повысил ставку на федеральные фонды на 75 базисных пунктов на последнем заседании. Это повышение последовало за двумя другими, на 25 и 50 б.п., в этом году, и мы обозначили, что, скорее всего, последуют другие повышения в ближайшие месяцы. Первого июня Федрезерв приступил к уменьшению размера своего портфеля ценных бумаг, в качестве еще одного инструмента ужесточения монетарной политики.

Я активно поддержала решения FOMC прошлой недели, и поддержу дополнительные повышения ставки до тех пор, пока мы не увидим существенного прогресса по снижению инфляции. Основываясь на текущих данных по инфляции, я ожидаю, что на следующем заседании последует еще одно повышение на 75 б.п., а также повышения минимум на 50 б.п. на нескольких следующих заседаниях, до тех пор, пока данные будут требовать этого. В зависимости от того, как будет развиваться экономика, могут потребоваться и дальнейшие повышения целевого диапазона ставки на федеральные фонды. Этот сценарий кажется еще более вероятным ввиду текущего уровня «реальной» ставки на федеральные фонды, которая равна разнице между номинальной ставкой и краткосрочными инфляционными ожиданиями. При том, что инфляция гораздо выше ставки на федеральные фонды, реальная ставка на федеральные фонды является отрицательной, даже после трех повышений в этом году. Так как инфляция неприемлемо высока, нет смысла держать номинальную ставку на федеральные фонды ниже краткосрочных инфляционных ожиданий. Я, таким образом, выступаю за политику, которая приведет реальную ставку на федеральные фонды обратно в положительную зону.

Хотя я ожидаю, что рынок труда останется сильным по мере ужесточения Федрезервом монетарной политики, эти меры несут определенные риски. Но я считаю, что наша главная ответственность – снижение инфляции. Поддержание нашей решимости вернуть ценовую стабильность является наилучшим курсом для поддержания устойчиво сильного рынка труда. Доверие к Федрезерву, завоеванное десятилетиями низкой инфляции, является мощным инструментом, критически важным для долгосрочного успеха. Если это доверие падает, его надо завоевывать снова.

В качестве шага в этом направлении я также поддержала меры Комитета по началу уменьшения размера баланса Федрезерва, чтобы устранить ненужный экономический стимул, усугубляющий инфляцию. Текущий портфель бумаг на балансе состоит из бумаг Казначейства и значительного объема ценных бумаг ипотечных агентств (MBS). Так как долгосрочный план снижения размера баланса включает оставление на балансе только бумаг Казначейства, было бы логичным включить в план продажи MBS в таком размере, чтобы этот процесс не занял слишком много времени. Моей долгосрочной целью было бы также постепенное исключение непрямых интервенций Федрезерва в рынок недвижимости.

В заключение скажу, что я знаю, что инфляция и наши меры по ее снижению могут представлять проблемы для банков. На первой сессии по повестке дня сегодня утром обсуждались процентные риски, и мне было бы интересно узнать, как вы управляете этими рисками и какие у вас ожидания на остаток года. Многие сессии и выступления перекликаются с работой Федрезерва по надзору и непосредственно моей работой, включая инновации, как лучше использовать технологии, такие как ИИ и финтех, чтобы выровнять «игровую площадку» для банков. Привлечение и сохранение кадров, как и планирование преемственности руководства, критически важны для долгосрочной устойчивости. Еще одна тема – недавно предложенное дополнение в Закон о реинвестировании в местные сообщества (CRA), которое значительно изменило бы надзор и практическую работу банков по соблюдению требований. Я очень рекомендую изучить это предложение и дать свои комментарии, чтобы банки, подпадающие под CRA, понимали изменения и могли и дальше эффективно обслуживать своих клиентов и местные сообщества.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2022