Монетарная политика

Первая страница

Экономика США одним взглядом


ФРС США

Все речи Управляющих


Пресс-релизы

Американские деньги

Экономический календарь

Ссылки


Блог о ФРС (и не только)


Данные в реальном времени:

Текущая статистика США

Текущие ставки

Конвертер валют


Рейтинг@Mail.ru

Полугодовой Отчет ФРС Конгрессу о монетарной политике и перспективах экономики

Дата публикации: 23 февраля 2021г.

Краткое изложение

Пандемия COVID-19 продолжает оказывать сильное давление на экономическую активность и рынки труда в Соединенных Штатах и во всем мире, даже несмотря на то, что продолжающаяся кампания по вакцинации дает надежду на возвращение к более нормальным условиям в конце этого года. В то время как беспрецедентные фискальные и монетарные стимулы и ослабление ограничений социального дистанцирования способствовали быстрому восстановлению рынка труда в США прошлым летом, темпы роста замедлились, а занятость остается значительно ниже допандемического уровня. Кроме того, слабый совокупный спрос и низкие цены на нефть сдерживали инфляцию потребительских цен. В этой сложной обстановке Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC) удерживал свою учетную ставку около нуля и продолжал приобретать казначейские ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги для поддержки восстановления экономики. Эти меры, наряду с четкими рекомендациями Комитета по процентным ставкам, обеспечат мощную поддержку экономике со стороны монетарных властей до завершения восстановления.

Экономическое и финансовое развитие

Экономическая активность и рынок труда.

Первая волна COVID-19 привела к историческому спаду экономической активности в результате как обязательных ограничений, так и добровольных изменений в поведении домашних хозяйств и предприятий. Уровень валового внутреннего продукта (ВВП) упал в общей сложности на 10 процентов за первую половину 2020 года, а измеренный уровень безработицы подскочил до послевоенного пика в 14,8 процента в апреле. Поскольку впоследствии обязательные ограничения были ослаблены, а домохозяйства и компании адаптировались к условиям пандемии, многие секторы экономики быстро восстановились, и безработица снизилась. Тем не менее, темпы роста существенно замедлились поздней осенью и в начале зимы, поскольку расходы на многие услуги снова сократились на фоне обострения пандемии. В целом, согласно оценкам, в настоящее время ВВП снизился на 2,5 процента за четыре квартала прошлого года, а занятость в январе была почти на 10 миллионов рабочих мест ниже допандемического уровня, в то время как уровень безработицы оставался повышенным (6,3%), а уровень экономической активности был депрессивным. Безработица остается особенно высокой среди выходцев из Латинской Америки, афроамериканцев и других групп меньшинств, а также среди тех, кто имеет низкооплачиваемую работу.

Инфляция.

После резкого снижения в результате пандемии инфляция потребительских цен восстановилась вместе с экономической активностью, но остается ниже уровней до COVID и долгосрочной цели FOMC в 2 процента. 12-месячный показатель инфляции по индексу PCE (расходы на личное потребление) составил 1,3 процента в декабре, в то время как показатель, исключающий продукты питания и энергоносители - так называемая базовая инфляция, которая обычно менее волатильна, чем общая инфляция, - составляла 1,5 процента. Как общая, так и базовая инфляция частично сдерживалась ценами на услуги, на которые пандемия оказала негативное воздействие, и показатели долгосрочных инфляционных ожиданий сейчас находятся на уровне, аналогичном показателям последних лет.

Финансовые условия.

Финансовые условия заметно улучшились с весны прошлого года и в целом остаются благоприятными. Низкие процентные ставки, покупка активов Федеральной резервной системой, создание механизмов экстренного кредитования и другие чрезвычайные меры, наряду с фискальной политикой, продолжали поддерживать приток кредитов в экономику и бесперебойное функционирование рынка. Номинальная кривая доходности казначейских облигаций стала круче, а цены на акции продолжали неуклонно расти во второй половине прошлого года, поскольку опасения по поводу возобновления случаев заболевания COVID-19 были перевешены позитивными новостями о перспективах вакцинации и ожиданиями дальнейшей фискальной поддержки. Спрэды доходности корпоративных облигаций по сравнению с доходностью казначейских ценных бумаг сравнимого срока погашения значительно сократились, отчасти потому, что кредитное качество компаний улучшилось, а функционирование рынка оставалось стабильным. Ставки по ипотеке для домохозяйств остаются вблизи исторических минимумов. Однако условия финансирования остаются относительно жесткими для домашних хозяйств с низким кредитным рейтингом и для малого бизнеса.

Финансовая стабильность.

Хотя с начала пандемии некоторые финансовые факторы уязвимости возросли, учреждения, лежащие в основе финансовой системы, остаются устойчивыми. Факторы давления на оценку активов вернулось к допандемическому уровню или превысило его на большинстве рынков, в том числе на рынках акций, корпоративных облигаций и жилой недвижимости. Хотя государственные программы поддержали доходы предприятий и домохозяйств, некоторые предприятия и домохозяйства стали более уязвимыми для потрясений, поскольку доходы упали, а объем займов увеличился. Сильные позиции по капиталу перед пандемией помогли банкам покрыть большие убытки, связанные с пандемией. Однако финансовые учреждения могут понести дополнительные убытки в результате роста числа дефолтов в ближайшие годы, а давние факоры уязвимости паевых инвестиционных фондов денежного рынка и открытых инвестиционных фондов остаются без внимания. Хотя срок действия некоторых программ, созданных Федрезервом после начала пандемии, истек, оставшиеся продолжают служить важными средствами защиты. (См. «Изменения, связанные с финансовой стабильностью» в Части 1.)

Международные события.

Как и в США, экономическая активность за рубежом восстановилась прошлым летом после того, как распространение вируса замедлилось и ограничения были ослаблены. Однако последующая волна заболеваемости и возобновление ограничений снова снизили экономическую активность. По сравнению с весной текущее замедление экономической активности было менее драматичным. Фискальная и монетарная политика остаются стимулирующими, и люди адаптировались к мерам сдерживания, которые зачастую были менее строгими, чем раньше.

Несмотря на новую волну пандемии во многих странах, финансовые рынки за рубежом восстановились с весны, чему способствовала продолжающаяся сильная фискальная и монетарная политика и начало кампании вакцинации во многих странах. По мере ослабления финансового стресса курс доллара в целом снизился, более чем компенсировав рост в начале пандемии. В итоге мировые цены на акции восстановились, а спреды по суверенным кредитам в странах с формирующимся рынком и на периферии Европы сузились. В основных странах с развитой экономикой доходность суверенных бумаг оставалась близкой к исторически низким уровням на фоне продолжающейся мягкой монетарной политики.

Монетарная политика

Пересмотр стратегии монетарной политики.

Федрезерв завершил пересмотр стратегии монетарной политики во второй половине 2020 года. Пересмотр был мотивирован изменениями в экономике США, которые влияют на монетарную политику, включая глобальное снижение общего уровня процентных ставок и снижение чувствительности инфляции к рынку труда. В августе FOMC выпустил пересмотренный Меморандум о долгосрочных целях и стратегии монетарной политики. В пересмотренном Меморандуме признаются изменения в экономике за последние десятилетия и излагается, как монетарные власти принимают эти изменения во внимание при проведении монетарной политики. В пересмотренном Меморандуме Комитет указывает, что он стремится достичь поставленных перед ним целей: прежде всего максимальной занятости, а также инфляции, которая составит в среднем 2 процента за некоторый период времени. Достижение инфляции в среднем 2 процента за период времени помогает гарантировать, что долгосрочные инфляционные ожидания останутся прочно привязанными к долгосрочной цели FOMC в 2 процента. Следовательно, после периодов, когда инфляция постоянно опускалась ниже 2 процентов, соответствующая монетарная политика, вероятно, будет нацелена на достижение умеренной инфляции выше 2 процентов в течение некоторого времени. (Смотрите «Пересмотренный Меморандум FOMC о долгосрочных целях и стратегии монетарной политики» в Части 2.)

Кроме того, в декабре FOMC внес два изменения в Сводку экономических прогнозов (SEP), направленных на улучшение информации, предоставляемой общественности. Во-первых, публикация полного набора показателей SEP была ускорена. Во-вторых, были включены новые графики, показывающие, как со временем менялись оценки неопределенностей и рисков участниками FOMC.

Политика процентных ставок.

В свете воздействия продолжающейся пандемии на экономику и связанных с этим рисков для ее перспектив, FOMC сохранил целевой диапазон ставки по федеральным фондам на уровне от 0 до 0,25 процента. Следуя стратегии, изложенной в его пересмотренном Меморандуме, Комитет отметил, что он ожидает, что будет целесообразно поддерживать этот целевой диапазон до тех пор, пока условия на рынке труда не достигнут уровней, соответствующих оценкам Комитета по максимальной занятости, а инфляция повысится до 2 процентов и будет оставаться на этом уровне выше 2 процентов в течение некоторого времени.

Балансовая политика.

Поскольку ставка по федеральным фондам близка к нулю, Федеральная резервная система также продолжила закупку активов - казначейских ценных бумаг на 80 миллиардов долларов в месяц и ипотечных ценных бумаг на 40 миллиардов долларов в месяц. Эти покупки способствуют бесперебойному функционированию рынка и стимулирующим финансовым условиям, тем самым поддерживая поток кредитов для домашних хозяйств и предприятий. Комитет ожидает, что эти закупки будут продолжаться, по крайней мере, такими темпами до тех пор, пока не будет достигнут существенный дальнейший прогресс в достижении целей максимальной занятости и стабильности цен.

При оценке надлежащей позиции монетарной политики Комитет будет продолжать отслеживать поступающую информацию. Комитет готов при необходимости скорректировать курс монетарной политики, если возникнут риски, которые могут помешать достижению целей Комитета.

Специальные темы

Неравенство в трудовой занятости.

Пандемия усугубила существовавшие ранее различия на рынке труда по демографическим группам. Потери рабочих мест прошлой весной были непропорционально велики среди низкооплачиваемых рабочих, менее образованных рабочих, расовых и этнических меньшинств (как и во время предыдущих рецессий), но также среди женщин (в отличие от предыдущих спадов). Несмотря на то, что с апреля 2020 года во всех группах произошло по крайней мере частичное восстановление уровня занятости, дефицит занятости остается особенно большим для низкооплачиваемых работников, выходцев из Латинской Америки, афроамериканцев и других меньшинств. Дополнительная нагрузка по уходу за детьми в результате закрытия школ оказывает большее влияние на участие женщин в рабочей силе, чем мужчин. (См. «Неравенство в потерях рабочих мест во время пандемии» в Части 1.)

Высокочастотные индикаторы.

Беспрецедентные масштабы, скорость и характер шока COVID-19 для экономики сделали традиционную статистику недостаточной для своевременного мониторинга экономической активности. В результате монетарные власти обратились к нетрадиционным высокочастотным индикаторам активности, особенно для рынка труда и потребительского рынка.

Эти индикаторы дают более своевременную и детальную картину спада и последующего восстановления экономической активности прошлой весной. Согласно последним данным, полученным с помощью этих индикаторов, в январе экономическая активность снова начала расти, что, вероятно, частично отражает выплату дополнительных стимулирующих выплат домохозяйствам. (См. «Мониторинг экономической активности с помощью нетрадиционных высокочастотных индикаторов» в Части 1.)

Правила монетарной политики.

Простые правила монетарной политики, которые связывают процентную ставку политики с минимумом других экономических переменных, могут служить полезным руководством для властей. В Отчете представлены некоторые рекомендации по процентным ставкам из правил, которые исследовались учеными. Многие из них предписывают автоматическое повышение ставки на федеральные фонды, когда занятость поднимается выше оценок ее долгосрочного уровня. Правило, которое вместо этого реагирует только на дефицит занятости сравнительно с оценкой максимального уровня, представлено для иллюстрации одного из аспектов пересмотренного подхода FOMC к монетарной политике. (См. Рамку «Правила монетарной политики и отклонения от максимальной занятости» в Части 2.)

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2020