Государственный долг США

Первая страница


ФРС США

Все речи Управляющих


Пресс-релизы FOMC

Монетарная политика

Американские деньги

Процентные ставки

Госдолг США

Фьючерсы на ставки

Ссылки


Данные в реальном времени:

Текущая статистика США

Процентные ставки-2

Конвертер валют


Рейтинг@Mail.ru

national debt


Текущие проблемы | 17 октября | Структура госдолга | Потолок госдолга | Политический аспект
Дефолта не будет - временное решение

Неделя до дефолта, 5 дней до краха, Америка банкрот …

Разберемся по-порядку. Прежде всего – являются ли США реально банкротом? Конечно нет, потому что кредиторы охотно кредитуют страну, не сомневаясь в ее платежеспособности. Найти денег для страны не проблема. Если Америка не будет платить, то это будет ее собственная политическая воля, выраженная высшими органами власти. Что, конечно, является абсурдным с любой точки зрения.

Во-вторых, о насущных проблемах. Если не реальное, то техническое банкротство, дефолт, неплатеж по долгам – может ли произойти? В последнее время все повторяют число 17 октября – день, в который якобы произойдет дефолт США, если Конгресс не поднимет планку госдолга. Так ли это? Число 17 октября министр финансов США Джэкоб Лью назвал критическим, потому что, по расчетам Минфина (оно же Казначейство), в это день у правительства останется всего 30 млрд долларов на текущие платежи. При том, что в отдельные дни сумма платежей доходит до 60 млрд. Поэтому возможна неоплата каких-то счетов. Означает ли это автоматический дефолт? Строго говоря, нет. Дефолт – неоплата долгов кредиторов, то есть процентов и основной суммы (при погашении по сроку) казначейских облигаций и прочих правительственных займов. Первый процентный платеж случится 29 октября, сумма – 6 млрд. долларов, я думаю, такие деньги найдутся. Следующий будет 15 ноября, там сумма уже серьезнее – 29 млрд. долларов. Вот это будет первый серьезный рубеж, который покажет, случится ли полномасштабный кризис или нет. То есть будет ли дефолт США в полном смысле слова, или нет. Хотя конечно, если до 17 октября потолок долга не будет поднят, то ущерб будет нанесен серьезный.

Если договориться не удастся, что может произойти сразу после 17 октября? Были предложения присвоить платежам Минфина приоритеты, и пока не оплачивать какие-то вещи, а только суперважные, и если останутся деньги – то просто важные. А неважные (относительно) пока пропускать. Ну например, постройку какого-то моста где-то в провинции можно не финансировать, а проценты по долгам – оплачивать обязательно. Зарезервировать деньги под долги, а остальные платежи выполнять по мере прихода средств (будут продолжать поступать налоги и прочие статьи доходов Казначейства, входящий поток денег никто не отменял) и в порядке приоритетности.

Здесь соображения такие. Минфин США проводит до 100 миллионов платежей в месяц, миллионы в день. Все делается автоматически, компьютеры по получению электронного инвойса сверяют данные, и в момент наступления срока платежа автоматически переводят деньги адресату. Никто (как я подозреваю), не ставил техникам задачу выбирать, что оплачивать, а что нет. Задача была одна: все оплачивать строго по сроку, если формальные критерии соблюдены. Если сейчас, на ходу, пытаться это переделать, то начнутся такие зависания и ошибки, что кризис наступит гораздо раньше по техническим причинам.

С другой стороны, платежи по суверенному долгу США осуществляются через другую платежную систему – Fedwire, работающую под эгидой ФРС. Теоретически можно остановить систему Казначейства, и оставить работать только Fedwire для системно важных платежей. Тем более, что согласно 14-й поправке к Конституции оплата долгов государства – священная обязанность любого правительства и президента, и не может быть поставлена под сомнение.

Но Обама и Минфин заняли принципиальную позицию – все обязательства важны, и что-то выбирать не представляется возможным. Только-только страна начинает выходить из кризиса, сейчас наоборот, как никогда нужны государственные программы и инвестиции. К тому же, если будут остановлены платежи Минфина, то в стране наступит рецессия, перед которой Великая Рецессия (как ее любит называть Бернанке) 2008-2010 годов покажется детской игрушкой. Кредитование замрет, доллар и фондовые рынки рухнут, процентные ставки по долгам подскочат.

Есть в запасе у Минфина еще так называемые нестандартные меры. Например, благодаря одной из лазеек в законодательстве, Минфин имеет право чеканить монеты из платины любого номинала, обеспеченные, как и все деньги США, всем имуществом государства и являющиеся законным платежным средством. То есть, он может, например, выпустить монету номиналом 1 триллион долларов и рассчитаться с Китаем. Ну или 1000 монет по 1 миллиарду - это будет удобнее. И Китай не пострадает - положит эти монеты в сейф, а на следующем аукционе купит еще бондов на них. И на инфляцию никак не повлияет - в обращение эти деньги, само собой, не поступят.

Но и тут Обама занял принципиальную позицию, сказав, что не намерен прибегать к "фокусам", чтобы решить проблему.

Структура госдолга США.

ОК, давайте разберемся теперь, что такое долг и кто, собственно, кредитует США.

Без особых деталей, в общих чертах, это выглядит так: из долга объемом 16,7 трлн долларов более 3 трлн приходится на частные лица и компании, причем примерно поровну на американские и зарубежные (чуть больше американских). Более 5 трлн – это т.н. внутриправительственный долг – средства, которые правительство забирает из т.н. трастовых фондов (аналог наших внебюджетных фондов): Социального Страхования, Медицинского (Medicare) и других. Дело в том, что эти фонды постоянно работают с профицитом, и излишек средств обязаны по закону вкладывать в облигации Казначейства. Далее – Федеральная Резервная Система. За последнее время ее вложения значительно выросли. Как известно, сейчас действует т.н. QE3 – программа количественного смягчения, в ходе которой ежемесячно ФРС закупает на 40 млрд ценных бумаг Казначейства. Всего на балансе ФРС сейчас таких долговых бумаг на сумму свыше 2 трлн долларов. В свою очередь, чтобы купить их, ФРС эмитирует деньги, т.е. проще говоря, «печатает». Это те новые деньги, которые поступают в экономику и расширяют денежную базу. И, наконец, межправительственный долг, т.е. долг правительствам других стран – 5,6 трлн долларов.

То есть, хотя общий долг превышает 100% ВВП, но: внутриправительственный долг – это, по сути, не долг в строгом смысле. У одного правительственного ведомства актив (у трастовых фондов – они владеют казначейскими бумагами), у другого на ту же сумму пассив. Простой бухгалтерской операцией они, при желании, взаимоуничтожаются без последствий для платежеспособности страны. Долги ФРС – из той же серии. Практически, это не-долг, долг самому себе. Два ведомства – ФРС и Казначейство – могли бы списать эти долги, и никто бы не заметил. Тем более процент по ним идет прямо в Казначейство, а не держателю бондов, т.е. ФРС. Препятствует этому тот факт, что ФРС формально – это публичная корпорация, поэтому и долг ее считается долгом «публике» (public debt). Два действительно реальных кредитора – это собственно «публика» (частные лица и корпорации, местные и зарубежные) и иностранные правительства. Крупнейшие кредиторы на сегодня – это Китай (1,3 трлн) и Япония (1,2 трлн). Таким образом, если убрать из общей суммы внутриправительственный долг и долг ФРС, а также американских кредиторов, с которыми всегда можно договориться на предмет отсрочки, то остаются порядка 7-8 трлн «чувствительного» долга, т.е. около 50% ВВП страны, что не так много.

Потолок госдолга

Зачем нужен потолок, или лимит, заимствований? Вроде бы ясно - это как лимит по кредитной карте, ты не можешь занять больше денег, чем установлено. Это дисциплинирует, заставляет снижать расходы, искать новые доходы. Но с госдолгом не все так просто. Ведь все те траты и программы, под которые занимаются деньги, утверждены Конгрессом и имеют силу закона. Если вы как президент их не профинансируете, вы нарушите закон. И лимит долга имеет силу закона, превысить его тоже нельзя. То есть, одни законы "главнее", чем другие? В других странах, например, в Дании, потолок долга выше реального долга в 3 раза, и является поэтому чистой формальностью.

В 1917 году, во время Первой мировой войны, лимит госдолга был законодательно принят впервые. До этого каждый выпуск бондов нужно было утверждать отдельно, но война требовала оперативных решений, поэтому правительству разрешили в пределах общего лимита заимствовать сколько нужно.  То есть смысл лимита при его принятии был противоположным нынешнему - не затруднять, а напротив, облегчить правительству делать займы. В 1939г. лимит распространили на все виды заимствований и долговых ценных бумаг.


Госдолг США с 1981 по наст. время

За последние 20 лет случилось 3 крупных кризиса вокруг поднятия потолка госдолга (раньше такого не наблюдалось): в 1995, 2011 и 2013 годах. Во всех этих случаях республиканцы, контролирующие Конгресс, выступали против президента-демократа. Ожесточенные дебаты, шатдаун правительства, колебания на фондовых и других денежных рынках нанесли существенный ущерб репутации США, более того - они повысили стоимость заимствования для США. По некоторым оценкам, за последние десять лет, из-за возросших потенциальных рисков американских бумаг и более высоких ставок, США потеряли около 18 млрд долларов. То есть, борясь за экономию, борцы получают лишние издержки. Поэтому набирает силу движение за отмену потолка госдолга как анахронизма. Большинство стран не имеет такого потолка; а наличие его не помешало США занять астрономическую сумму. 

Политический аспект

Чего хотят республиканцы? Чего они добивались, когда блокировали финансирование работы правительства и почти довели страну до дефолта?

Хотелось бы сказать- любви и дружбы, но... хотят они денег.

Причем хотят их отобрать у Обамы, лишить финансирования главное дело его президентства - программу медицинского страхования, которая бы охватила всех американцев. Пока у 30% граждан США нет никакого медицинского страхования. Правильная программа или неправильная, ведет ли она к диктатуре государства или нет, коммунист Обама или нет - это не нам решать, это забота Америки. Но республиканцы раз за разом показывают, что ради своих идеологических установок и целей они готовы идти на паралич правительства, потерю престижа страны, дефолт и экономическую катастрофу. Ну или если пока не готовы - то готовы пугать такой перспективой, что тоже не на пользу всему перечисленному. Особенно радикальная часть республиканцев, так называемая Чайная партия (Tea Party). Они как раз готовы были идти до конца, открыто призывали к тактике выжженной земли, к отказу от компромиссов вплоть до дефолта. К тому же есть подозрение, что главная претензия "чайников" к Обаме - это то, что он негр.

Хорошо, что все обошлось, с чем вас и поздравляю, но как говорится, осадок остался. Ну что ж, спишем все на издержки демократического процесса.

Дефолта не будет: временное решение

Конгресс принял, а президент подписал билль, временно откладывающий долговой кризис. Чтобы уже закончить за здравие этот обзор, начавшийся довольно-таки заупокойно, приведу только одну деталь соглашения.

Главное - не установлена количественная, цифровая планка долга. Разрешено заимствовать столько денег, сколько правительству нужно. Но только до 7 февраля. Кстати, предложил это республиканец, сенатор МакКоннелл, поэтому положение назвали "правилом МакКоннелла". Некоторые горячие головы уже предлагают занять сразу 10 триллионов, чтобы потом не мучаться, заодно воспользоваться благоприятной конъюнктурой, низкими процентными ставками. Но - нельзя. Записано, что заимствования только для финансирования текущих нужд.

Но оптимизм вызывает то, что запущен пробный шар. Если этот вариант будет успешным, если долг не будет расти сумасшедшими темпами, а дефицит бюджета будет снижаться, то есть надежда, что из временного этот вариант станет постоянным, и тогда повышение (или понижение) потолка госдолга станет чисто автоматическим, и не сможет больше использоваться как инструмент политических переговоров и шантажа.

 


Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2013  ООО "Биржевой пул" - Все права защищены.