Реформа международного финансового регулирования
Речь члена Совета Управляющих ФРС США
Джером Пауэлла
в Университетском Клубе, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
2 июля 2013г.
Назад к Речам-2013
|
Спасибо за приглашение выступить сегодня. Я благодарю г-на Стефана за его работу, и говорю добро пожаловать г-же Штирбок, новому Главному представителю Бундесбанка в Соединенных Штатах. С удовольствием буду работать с вами и вашими коллегами. ФРС придает большое значение нашим отношениям с Бундесбанком. Найдется немного отношений такого уровня, которые бы были столь же важны, в исторической перспективе, для поддержания финансовой стабильности и процветания в мире.
Правительства, центральные банки и финансовые регуляторы трудятся сегодня в условиях, когда глобальный финансовый кризис бросает на них тень, и так будет еще много лет. На этом фоне мне бы хотелось сегодня сказать несколько слов о фискальной и монетарной политике в Соединенных Штатах, прежде чем перейти к вопросам финансового регулирования.
Давно было понятно, что с самого начала нынешнего десятилетия Соединенные Штаты окажутся перед лицом долгосрочных фискальных проблем из-за старения населения и быстрорастущих затрат на здравоохранение на душу населения. В ближайшие 20 лет прогнозируется, что отношение пенсионеров к населению рабочего возраста резко увеличится, с 23% до 36%. И, как вы наверняка знаете, наши подушевые затраты на здравоохранение гораздо выше, чем в других развитых экономиках, к тому же росли в последнее время быстрее, чем доход на душу населения. Сочетание этих двух факторов сделает федеральный бюджет США неисполнимым, если не будут приняты соответствующие меры.
В конце 2007г., как раз перед началом последнего кризиса и рецессии, у Соединенных Штатов был федеральный государственный долг, равный примерно 36% годового ВВП, что является умеренной величиной. С 2007г., в основном как следствие рецессии и мер, предпринимаемых властями для смягчения ее последствий, отношение долга федерального правительства к ВВП страны выросло до 75%. Это отношение, по оценкам, останется примерно таким же в течение текущего десятилетия, если федеральная бюджетная политика не изменится. Данный высокий уровень федерального госдолга оставляет властям США меньше свободы бюджетного маневра, чтобы справиться с ожидаемыми затратами на содержание пенсионеров и здравоохранение, или с неожиданными экономическими шоками.
За последние несколько лет фискальные власти сократили федеральные расходы и подняли налоги, и наше Бюджетное Бюро Конгресса оценивает, что эти меры будут отрицательно влиять на экономический рост, снизив его примерно на полтора процентных пункта в сравнении с тем, каким бы он мог быть. Тем не менее, как нация, мы еще не начинали, с фундаментальной точки зрения, решать наши бюджетные проблемы, особенно связанные с федеральными программами здравоохранения. Поэтому я не сомневаюсь, что вопросы фискальной политики много лет будут оставаться одними из важнейших и дискуссионных в политической повестке дня как в США, так и в Европе.
Я обращусь на минуточку к монетарной политике. Конгресс поставил перед ФРС задачу поддержания стабильных цен и полной занятости. Сегодня инфляция гораздо ниже нашей долгосрочной цели в 2%, по меркам затрат на личное потребление. Но хотя уровень безработицы заметно снизился со своего пикового значения 2010 года, он остается заметно выше нормы. Я ожидаю, что инфляция постепенно вернется к уровню 2%, и что мы будем дальше двигаться в плане снижения безработицы. Между тем, оснований для продолжения поддержки нашей экономики посредством стимулирующей монетарной политики все еще достаточно.
При наличии упомянутых тормозящих фискальных факторов и остающихся последствий рецессии, экономический рост оставался, с 2009 года, в пределах 2%. Но сегодня наш частный сектор показывает реальные признаки фундаментального выздоровления. Продажи авто хорошие, активность в секторе энергетике также. Жилищный рынок, который был в эпицентре кризиса, уверенно восстанавливается. Цены на дома растут, а с ними уровень благосостояния домохозяйств и отношение потребителей. Застройщики реагируют на эти сигналы увеличением числа нового строительства, что положительно скажется на росте рабочих мест. Вместе взятые, эти и другие факторы дают основание надеяться на тот цикл самоусиления экономического роста, который мы давно ожидаем увидеть.
По мере постепенного укрепления экономики стало возможным и даже желательным, чтобы ФРС дало более четкие ориентиры относительно будущего монетарной политики. По всей вероятности, оно будет включать еще достаточно долгий период поддержки экономического роста за счет стимулирующих мер.
Между тем, финансовые регуляторы всего мира заняты историческим и кардинальным обновлением глобальной финансовой архитектуры. Масштаб этого глобального проекта в области регулирования огромен, и я затрону здесь лишь несколько его элементов. Одной из наиболее важных целей является наличие у банков достаточного капитала, чтобы выдержать жесткий финансовый кризис. Я рад сообщить, что только сегодня утром Совет Управляющих ФРС окончательно утвердил требования к капиталу банковских холдинговых компаний и банков-членов системы Федрезерва в юрисдикции штатов. Другие регулирующие ведомства США сейчас на пути к принятию аналогичных правил для организаций, которые они регулируют – это произойдет в течение одной-двух недель. Реформы по соглашению Базель-3 существенно улучшат устойчивость глобальных банков и станут краеугольным камнем глобальный усилий регуляторов по защите стабильности мировой финансовой системы.
Как в США, так и в Европе, некоторые элементы реформы займут больше времени. Например, я бы отметил прогресс в достижении амбициозной и важной регуляторной цели – создания европейского банковского союза. Ясно, что этот сложнейший проект займет годы; на самом деле, американцам и не пристало объяснять европейцам сложности международной кооперации. Но важность этого проекта для будущего Европы велика. Недавнее соглашение о гармонизации национальных режимов санации и ликвидации также является важным достижением, вехой на пути к долгосрочным целям, таким как создание единого централизованного органа по санации и ликвидации банков.
Еще одной реформой, которая займет время, является создание глобальной системы санации и ликвидации крупных, системообразующих банков. Работа по внедрению механизма санации/ликвидации таких организаций с широкими трансграничными операциями особенно важна и особенно сложна. Сложность заключается не столько в том, чтобы позволить таким фирмам обанкротиться, сколько в том, чтобы не дать таким банкротствам нанести громадный побочный ущерб непричастным лицам и экономике в целом. Как многие из вас знают, в Соединенных Штатах Федеральная корпорация страхования вкладов разрабатывает свой подход к разрешению таких редких случаев: так называемую концепцию «единой точки входа» (ЕТВ, SPOE). Такой подход, похоже, начинает находить сторонников и на международной арене. С моей точки зрения, SPOE может стать классическим приемом упрощения, которое делает теоретически возможным то, что казалось невозможным из-за сложности.
Согласно подходу SPOE, орган данной страны, отвечающий за разрешение ситуации с находящейся в критическом положении банковской организацией, инициирует рекапитализацию банка-банкрота за счет материнской компании и ее кредиторов. Для этого, этот орган сначала использует имеющиеся активы материнской компании, чтобы рекапитализировать критически важные дочерние подразделения банкрота, а затем конвертирует обязательства материнской компании в капитал оставляемой «в живых» компании. Такой подход приведет к концентрации убытков, понесенных в масштабе фирмы, на частных акционерах и кредиторах материнской компании. Подход SPOE выдвигает как основной приоритет то, что ваш президент Вайдманн недавно назвал «принципом ответственности», в том смысле, что тот, кто имеет основную выгоду, должен и нести издержки.
Возможно, самой большой проблемой при ликвидации системообразующего глобального банка является возможность того, что государственные или частные участники процесса в разных странах могут предпринять действия на местах, которые приведут к выходу из-под контроля всего процесса санации и ликвидации. Кредиторы и контрагенты платежеспособных операционных дочерних подразделений могут «рвануть к выходу», если не будут уверены в своем положении. По мере усиления кризисных явлений в дочерней компании местные власти могут в качестве превентивной меры обезопасить местные активы. Процесс санации и ликвидации должен быть предварительно полностью проработан и понят участниками рынка, регулирующими органами и широкой публикой. Абсолютно необходимо построение отношений доверия между всеми сторонами, особенно между регулирующими органами.
Многое остается сделать для ликвидации как класса «слишком крупных, чтобы обанкротить». ФРС рассматривает введение требования к системно важным организациям, чтобы они поддерживали уровень долгосрочного долга на уровне материнской компании, достаточный для абсорбирования потерь и рекапитализации операционных дочерних подразделений в случае банкротства. Мы ожидаем, что такое требование будет введено уже в этом году. Я разделяю мнение, выраженное недавно несколькими моими коллегами по Совету, что работа в части санации и ликвидации крупных банков еще не завершена, и что могут потребоваться дополнительные меры. Никто не должен сомневаться, что ФРС привержена доведению этого проекта до конца.
Путь к достижению соглашения по трансграничной процедуре санации и ликвидации будет трудным. Наши отрасли финансовых услуг и наши экономики во многом различаются. Но у нас есть общий интерес в финансовой стабильности, в снижении морального риска, в защите налогоплательщиков.
На этой ноте, я коротко остановлюсь на предложении ФРС по надзору за иностранными банками, ведущими операции в Соединенных Штатах, которое реализует мандат от Конгресса по Закону Додда-Фрэнка о реформе Уолл-Стрит и защите потребителей (см.
пресс-релиз от 20.12.2011). Наше предложение представляет собой набор целевых мер, направленных на уменьшение рисков, которые несут с собой операции крупных иностранных банков в США для финансовой стабильности США, и которые были вскрыты во время и в период после последнего финансового кризиса. Предложение не направлено на создание невыгодных условий для не-американских банков на американском рынке. Оно является частью более широкого набора мер по реформе регулирования, которая существенно поднимает стандарты для всех банковских организаций, ведущих операции в Соединенных Штатах, и нацелена на достижение целей, которые мы разделяем с Германией: энергичной и справедливой конкуренции и стабильности финансовой системы. На самом деле, в некотором смысле наша реформа следует за Евросоюзом и его членами, обеспечивая соблюдение всеми крупными дочерними банками глобальных банковских фирм базельских правил достаточности капитала. Мы считаем, что наша законодательная инициатива по иностранным банкам, которая увеличит силу и устойчивость американских операций этих фирм, значимо уменьшит вероятность разрушительных локальных мер по защите активов в момент кризиса, которые могут подорвать процесс санации и/или ликвидации крупного иностранного банка при помощи подхода SPOE. Мы полностью привержены международным усилиям по разрешению трансграничных проблем санации/ликвидации фирм-банкротов и поддержанию тесных связей между регуляторами стран как в нормальные, так и кризисные периоды.
Завершая, хочу заметить, что международные усилия по укреплению финансового регулирования не могут стать успешными, если каждая нация не будет понимать цели и вызовы, которые стоят перед их партнерами. Отношения между ФРС и Бундесбанком имеют долгую историю. Я верю, что доверие между нами – основа нашего сотрудничества, и смотрю с надеждой на нашу будущую работу по укреплению прочности и безопасности финансовой системы.
Спасибо.
Наверх
|