Обзор протоколов заседания FOMC от 15-16 июня
07.07.2021
1) Продолжили дискуссию по созданию постоянно действующей программы репо (Standing Repurchase Agreement Facility, SRF) для внутреннего рынка и подобной же программы для внешних участников, в основном центральных банков (так называемых Foreign International Monetary Authorities, FIMA). Выслушали предложения экспертов, договорились изучать дальше. Сейчас такие программы работают на временной основе, по мере необходимости (ad hoc). Они себя неплохо зарекомендовали как монетарный инструмент, дополнительный к резервным требованиям, регулированию ставки на федеральные фонды и «количественному смягчению», и Федрезерв хочет их поставить на постоянные рельсы.
2) Финансовые рынки, операции на открытом рынке
Произошло ожидаемое повышение инфляции. Прогноз на 2021 по опросу первичных дилеров вырос на 1 п.п., но на 2022-23г.г. только на 0,1 п.п.
Касательно монетарной ставки Федрезерва, медианная оценка времени первого повышения ставки – 1 кв. 2023, а начала сворачивания покупок активов – 1 кв. 2022 (с окончанием в 4 кв. 2022).
Эффективная ставка на федеральные фонды (СФФ) понизилась со времени прошлого заседания еще на 1 б.п. до 6 б.п. Было предложено повысить администрируемые ставки, с тем, чтобы удавалось держать СФФ в заданных целевых рамках.
Отмечено сворачивание программ, принятых а разгар пандемии. В частности, программа покупки корпоративных облигаций распродает закупленные ранее активы и закончит продажу к концу года.
3) Экспертный обзор экономической ситуации
ВВП активно растет. Инфляция выросла, в основном отражая преходящие факторы. Занятость на 2/3 восстановилась, хотя безработица остается 5,8% (выше среди меньшинств). Заявки на пособие по безработице продолжают падать. Зарплаты начали расти.
Жилищный сектор бурно растет: строительство выше допандемического уровня, цены существенно растут, в частности из-за дефицита стройматериалов и отстающего от спроса предложения.
Инвестиции бизнеса и промпроизводство также росли. Правительственные закупки остались в целом на уровне 1 кв.
Дефицит в международной торговле вырос до рекорда в марте. Резко растет экспорт товаров. Экспорт и импорт услуг понижен из-за пандемии, хотя начали постепенно расти по мере вакцинации.
4) Экспертный обзор финансовой ситуации
Эксперты Федрезерва отметили, что в условиях малого выбора краткосрочных инвестиций с положительной доходностью резко выросло участие банков в обратных репо (ON RRP). Обороты доходят до почти до 1 трлн долларов в день.
Спрэды между казначейскими и муниципальными, казначейскими и корпоративными бумагами на минимуме.
В целом финансовые условия остаются стимулирующими.
5) Экономические перспективы
Быстрый рост экономики приведет к снижению безработицы до рекордно низких показателей в 2023.
Прогноз инфляции был пересмотрен в сторону повышения, и останется существенно выше 2% к концу 2021. В 2022-2023 будет около 2%. Повышение ожиданий может повысить реальную инфляцию, как и другие факторы.
Остается существенный элемент неопределенности со стороны коронавируса, в связи мутациями и ходом вакцинации.
6) Мнения участников Комитета по экономической ситуации и перспективах экономики (то есть собственно обсуждение)
Был опубликован SEP на базе прогнозов участников (см. Комментарий к заседанию FOMC от 16 июня 2021г.)
Экономика во многом остается заложницей пандемии.
Рост экономики очень быстрый благодаря росту потребительских расходов, но может найти сопротивление в дефиците, сбоях в цепях поставок.
Домохозяйства в хорошей форме, растут расходы на базе выросшего благосостояния и отложенного спроса.
Бизнес-сектор увеличивает инвестиции, но активность ограничивается сбоями в поставках, дефицитов сырья и материалов.
Рынок труда растет, но ниже ожиданий и неравномерно по этническим и демографическим группам.
Отмечается дефицит рабсилы, т.к. остаются еще проблемы с коронавирусом, уходом за детьми. Много работников покинули рабсилу раньше планируемого из-за пандемии. В течение лета-осени дефицит должен рассосаться.
По вопросу инфляции, участники отметили, что инфляция 3,6% по PCE была сюрпризом, и приписывают ее более широким сбоям в поставках, чем ожидалось. Некоторые ожидают, что высокая инфляция останется и в 2022 году. Другие отмечают, что альтернативные показатели (такие как «усеченный индекс», где выбрасываются из подсчета «крайние» сектора – с самым низким и самым высоким приростом цен) остаются стабильными, около 2%.
Финансовые условия остаются стимулирующими. Некоторые участники считают, что это способствует росту цен на жилье и может стать угрозой финансовой стабильности.
Подчеркивая уникальность ситуации, многие участники выражают мнение, что высокая степень неопределенности повышает риск, что их оценки будут заниженными, а реальная инфляция вырастет сильнее в результате таких факторов, как дефицит рабочей силы и материалов, сбои в поставках. В результате длительного периода высокой инфляции могут вырасти инфляционные ожидания. Ряд других участников подчеркнул, наоборот, опасность низкой инфляции, если преходящие инфляционные факторы быстро рассосутся, а дефляционные факторы предыдущих лет останутся.
Касательно монетарной политики, участники в целом согласились, что цели ее пока не достигнуты, и следует продолжать текущую политику. Некоторые считают, что сворачивать стимулирование придется раньше в виду экономических показателей, но другие подчеркнули, что стратегия Федрезерва подразумевает достижения существенного прогресса и реальных результатов, а не прогнозируемых, тем более прогнозы в обстановке неопределенности могут меняться.
Касательно покупки активов, позиция необходимости достижения «существенного дальнейшего прогресса», установленная в декабре 2020, остается неизменной, но пока такого прогресса нет. Некоторые участники считают, что нужно быть готовым к тому, чтобы сворачивать покупки быстрее. Коммуникации для участников рынка не должны меняться.
Некоторые участники считают, что ипотечные агентские бумаги надо сворачивать быстрее, чем казначейские. Но другие считают, что обе эти категории одинаково влияют на ситуацию и должны сворачиваться одновременно. Участники заверили, что они заблаговременно сообщат о своих намерениях в этом плане.
Касательно реализации монетарной политики, участники отметили понижающее давление на ставки, и считают нужным скорректировать администрируемые ставки, чтобы удерживать СФФ в целевом диапазоне (называя это «технической» коррекцией).
Решения были опубликованы ранее. В том числе были «технически» скорректированы администрируемые (то есть устанавливаемые не на рынке, а решением Федрезерва) ставки на резервы и репо.
Комментарии Fedspeak.
Как видно по обсуждению участников, мнения разделились. По вопросам оценки инфляционных рисков, скорости сворачивания покупок активов, по тому, какие бумаги надо начинать «сворачивать» в первую очередь, по ценам на жилье, срокам повышения ставки взгляды расходятся. Подробностей дискуссии больше, но ясности не стало больше. В целом перспективы для монетарной политики мало изменились, как в плане «тейперинга», так и ставок. Дисциплина восторжествовала, все решения приняты единогласно.
Наверх